5 балльная шкала оценки. Плюсы и минусы пятибалльной системы оценивания

Плюсы и минусы 5-бальной и 10 бальной системы оценивания в школах

5 балльная шкала оценки. Плюсы и минусы пятибалльной системы оценивания

27.07.2017

11

83652

Система оценки в школе – неотъемлемый элемент образовательного процесса. По сути, это базовый критерий для определения уровня усвоения учебного материала.

Большинству российских родителей привычна и понятна 5-балльная система, ведь мы помним ее со времен своего детства. За рубежом же актуальны новые системы – 10-, 12- и даже 100-балльная.

Не обошла эта тенденция и отечественное образование: некоторые школы помимо привычной 5-балльной ввели систему оценивания по шкале 10 баллов.

Какая система лучше? На что обратить внимание, выбирая между старым и новым форматом оценки знаний? И как дети реагируют на оценку их успехов вообще? Поговорим об этом ниже.

Оценка как фактор влияния

С раннего детства мы проходим процесс социализации, то есть интеграции в существующее общество.

Роль связующих звеньев между личностью и социумом выполняют так называемые агенты социализации: сначала это собственная семья, а затем детский сад, школа, университет, рабочий коллектив.

Но если семья, как правило, любит нас такими, какие мы есть, то расположение других агентов еще нужно заслужить. Более того, эти агенты постоянно нас оценивают.

В детском саду воспитатель оценивает поведение и успехи ребенка: как он проводит время, каким образом контактирует с другими детьми и персоналом, насколько легко ему даются коллективные игры, задачки и упражнения.

Так дети привыкают к оценке – они начинают понимать, что их поведение постоянно сопоставляется с некими эталонными значениями («довольно умный», «не слишком послушный», «очень общительный»). Затем их оценивают в школе, но здесь упор делается уже на уровень усвоения знаний из учебной программы – ученик получает низкие или высокие оценки.

Этот опыт экстраполируется на всю дальнейшую социальную жизнь. В университете бывший школьник становится отличником, двоечником или середнячком, а на работе, соответственно, хорошим, плохим или посредственным сотрудником.

Пубертатный период развития приходится как раз на школьные годы, поэтому особое влияние на становление ребенка оказывает именно школьная система оценок.

Сегодня ситуация в школах неоднозначна: одни учебные заведения используют традиционную для России 5-балльную систему, другие постепенно переходят на 10-балльную, а некоторые и вовсе применяют их параллельно.

Например, в младших классах ученикам ставят оценки от 1 до 5, а в средних и старших – от 1 до 10.

5-бальная система

Пятибалльная система оценок демонстрирует, как ученик усвоил учебный материал. При этом каждой количественной оценке соответствует определенная смысловая характеристика.

ОценкаХарактеристика ученика
1Вообще не знает и не понимает учебный материал
2Не знает большую часть материала. На устные вопросы отвечает неуверенно, допускает грубые ошибки в письменных работах
3Знает основной материал, но не может без сторонней помощи правильно использовать полученные знания на практике. Допускает ошибки при устных ответах и в письменных работах
4Знает требуемый материал, без затруднений отвечает на вопросы, применяет полученные знания на практике. Не делает грубых ошибок при устных ответах, а в письменных работах допускает лишь незначительные ошибки
5Знает программный материал в полном объеме, демонстрирует отличное понимание темы, правильно и уверенно отвечает на вопросы учителя, способен самостоятельно решать практические задачи при помощи усвоенных знаний. Не допускает ошибок при устных и письменных ответах

Плюсы:

  • система традиционная и привычная, а поэтому понятна и ученикам, и родителям;
  • хорошие оценки (в частности, пятерки) значительно повышают самооценку ученика.

Минусы:

  • критерии оценки не дают возможности точно и объективно понять знания ученика (отсюда повсеместное использование несуществующих в принципе оценок наподобие «4+», «3-» и т.д.);
  • система объективно не определяет учебный прогресс ученика (даже если ученик допустил меньше ошибок, чем в прошлый раз, или ответил правильно, но допустил ошибку на письме, его оценка не изменится);
  • плохие оценки негативно влияют на самооценку ученика и могут стать причиной серьезной психологической травмы;
  • очень часто оценка определяется не учебными успехами и реальными достижениями ребенка, а поведением и субъективным отношением учителя.

10-бальная система

Основное отличие 10-балльной системы – более глубокая классификация и детализация достижений учащегося. Помимо уровня усвоения материала, такая шкала показывает и качественные характеристики учебной деятельности.

ОценкаХарактеристикаУровень учебной деятельности
0Полное отсутствие учебной активности
1НеудовлетворительноПоверхностное знание предмета
2Почти удовлетворительно
3УдовлетворительноЗапоминание и неосознанное воспроизведение
4Весьма удовлетворительно
5ХорошоПонимание теории, осознанность
6Весьма хорошо
7Очень хорошоПолное владение теоретическим материалом
8Почти отлично
9ОтличноНестандартный творческий подход к применению полученных знаний
10Превосходно

Система получила название 10-балльной, хотя по факту в ней присутствуют 11 оценок – от 0 до 10. Оценка «0» предусмотрена для тех случаев, когда ученик попросту отказывается отвечать на вопрос или выполнять задание. Но при этом оценка не может характеризировать уровень усвоения материала, поэтому она и не получила отображения в названии шкалы.

Плюсы:

  • расширенная градация позволяет более четко и объективно определять текущий уровень знаний;
  • шкала позволяет проанализировать умственные способности ученика, оценить вовлеченность в учебный процесс и обнаружить его слабые места;
  • система психологически комфортна – оценки от 5 баллов уже позитивные;
  • снижается некомфортный для учеников разрыв между отличниками и двоечниками: все ученики, получившие от 7 до 10 баллов, успешны по определению.

Минусы:

  • система не решает традиционные проблемы школьного образования: психологические травмы двоечников, субъективное отношение учителей и т.д.;
  • родители путаются в новых баллах и не всегда понимают, о чем свидетельствует та или иная оценка.

Обе системы нельзя назвать идеальными, но очевидно, что 10-балльная шкала все же более комфортна для учеников и делает процесс оценки знаний хоть немного, но более адекватным.

Поэтому, если есть возможность выбора, лучше отправить ребенка в школу, где выставляют оценки от 1 до 10. Оптимально, если ребенок привыкнет к такой системе уже с первого класса и проучится по ней до окончания учебы.

Резкий переход с одной шкалы на другую, который иногда практикуют в отечественных школах, приносит детям только дополнительный дискомфорт.

Интересный факт: финская система школьного образования, которая считается лучшей во всем мире, отказалась от оценок вообще.

По словам сотрудников министерства образования Финляндии, дети учатся для того, чтобы получать и использовать знания, а не ради хороших оценок.

Новаторский подход уже доказал свою эффективность: финские выпускники бьют все рекорды успешности, а их родители спокойны за психологическое здоровье детей.

Источник: https://amakids.ru/about_us/blog/vospitanie-detej/5-ballnaya-sistema-protiv-10-ballnoy-chto-luchshe/

Плюсы и минусы пятибалльной системы оценивания

5 балльная шкала оценки. Плюсы и минусы пятибалльной системы оценивания

В учебных заведениях разных стран системы оценивания знаний различаются. В России в школах, а также высших и средних учебных заведения используется пятибалльная система оценивания.

В большинстве российских школ уже не одно десятилетие практикуется пятибалльная система оценивания. Она привычна как учащимся, так и родителям, преподавателям. Однако в настоящее время все чаще возникают вопросы о реформе системы оценивания.

Пятибалльная система заключается в определении знаний учащихся с помощью таких как: 5 – отлично – используется в случае глубоко усвоения материала, убедительного ответа, отсутствия ошибок, 4 – хорошо – ставится в том случае, когда материал усвоен, однако при выполнении задания допущены мелкие неточности, 3- удовлетворительно – используется при наличии некоторых знаний, которые ученик не может точно изложить, допускает ошибки, 2 – неудовлетворительно – свидетельствует о плохом понимании материала и 1. На практике такую оценку, как 1 практически не используют, поэтому и конкретного определения для нее нет. Теоретически оценка 1 свидетельствует об отсутствии представления о материале.

Критериями оценивания являются уровень знаний учащегося, а также сравнение с шаблоном выполнения определенных заданий. Число выполненных заданий, развернутость ответа, предмет также влияют на определение конечной оценки. Для письменных и устных ответов также существуют отдельные критерии выбора. Нередко личные эмоции преподавателя влияют на оценку.

Плюсы пятибалльной системы оценивания

  • Пятибалльная система оценивания привычна и знакома многим. Поэтому у родителей и учеников не возникает вопросов о критериях оценивания. Это является основным преимуществом данной системы.
  • Также преимуществом является достаточная простота критериев оценки. В отличии от других способов оценивания, которые используют большее количество пятибалльная шкала включает не так много критериев, по которым определяется глубина понимания материала. Это занимает меньше времени на ответ ученика, а также на проверку работы преподавателем.
  • Для того, чтобы определить верную оценку при десятибалльной системе оценивания, преподавателю необходимо задавать ученику множество дополнительных вопросов. При этом пятибалльная система предлагает конкретный уровень знаний для каждой оценки.
  • Наличие большого числа оценок размывает грани между ними. Так, например, в пятибалльной системе оценивания существует большая разница между 5 и 3. Если взять десятибалльную систему оценивания, то разницу между 5 и 7, например, сложно выявить не только ученику, но и преподавателю.

Недостатки пятибалльной системы

  • В настоящее время возникает все больше споров о необходимости реформирования системы оценивания. Многие учебные заведения, прежде всего частные школы, переходят на другие системы оценки знаний.
  • В качестве основных недостатков называется неиспользование на практике таких как 2 и Такие оценки говорят о плохом усвоении материала, или же вообще отсутствии знаний по некоторым темам. Поэтому в качестве итоговой оценки не могут быть использованы.
  • Использование такие как 5-, 3+ снижают точность результата. Такие оценки также не используются в качестве итоговых, однако как промежуточные выставляются часто. Шкала оценок с большим диапазоном оценок позволяет конкретнее и объективнее оценивать знания.
  • Большим недостатком пятибалльной шкалы является отличие от многих современных способов оценки знаний. Самый яркий пример – Единый Государственный Экзамен. Он является обязательным для выпускников каждой школы, от его результатов зависит дальнейшее обучение ребенка. При этом шкала оценивания на ЕГЭ является 100-балльной. Поэтому у учеников и родителей нередко возникают проблемы с анализом результатов экзамена, так как для них привычна пятибалльная шкала.
  • Недостатком всех балльных систем оценки многие специалисты называют отсутствие оценки прогресса ученика. Баллы выставляются только для конкретной работы, используются строгие критерии. При этом предыдущий уровень знаний ученика не учитывается. Это не позволяет преподавателю оценить прогресс ученика. Он вынужден оценивать только конкретную работу, учитывая при этом единые критерии. Также при выставлении оценки нередко помимо знаний оценивается поведение ученика, его отношения с преподавателем. Поэтому оценка не дает точной характеристики глубины знаний ученика.

Система образования с каждым годом претерпевает многие изменений. Поэтому пятибалльная система оценки знаний становится все менее актуальной. Не один год специалисты спорят о необходимости ее реформирования.

Большинство зарубежных стран используют другие системы оценки, которые также имеют свои преимущества и недостатки. На сегодняшний день остро стоит вопрос отмены вообще какой-либо балльной системы, так как оценки нередко становятся поводом для сильных стрессов учеников. При этом оценки не могут дать точной характеристики уровня знаний ребенка, а также не учитывают его прогресс.

Источник: https://plusiminusi.ru/plyusy-i-minusy-pyatiballnoj-sistemy-ocenivaniya/

Cистема школьных оценок. Пятибалльная шкала

5 балльная шкала оценки. Плюсы и минусы пятибалльной системы оценивания

Школьные оценки выступают в роли приоритетных основ образовательного процесса, являясь отражением успеваемости учащихся. Можно наблюдать изменения в количестве классов, способах обучения, порядку сдачи экзаменов. Измениться может практически все, кроме алгоритма анализа знаний.

Система оценок претерпевает некоторые трансформации, но в целом остается неизменной. Однако сегодня активно ведутся разговоры о тщательном пересмотре порядка проверки успеваемости.

Одни предлагают внедрить большую градацию отметок и уточнить их насколько это возможно. Другие всерьез задумываются о внедрении считавшейся устаревшей методики «кнута и пряника».

Возвращение к традициям — частое явление в любой сфере жизни.

Шкала баллов вместо кнута

Система оценок разрабатывалась в первую очередь для гуманности процесса обучения, а точнее — для попытки исключить применение физических наказаний относительно школьников.

Предложили внести систему оценок иезуиты в 16-17 вв.

Они устали наблюдать за жестокими мерами наказания, вследствие чего в их образовательных учреждениях был введен специализированный метод образования.

Программа преследовала главной целью всестороннее построение личности и была основана на религиозных взглядах.

Так иезуиты пытались заместить жестокую порку символической, меняя системы оценок. Иными словами, вместо применения настоящего кнута учащихся подвергали делению на лучших, наихудших и умеренно успевающих.

В результате такой градации, средне успевающие начали подразделяться на тех, кто не достиг уровня лучших или же не опустился на одну ступень с худшими. В то же время, число школьных оценок постепенно росло.

Для современной градации оценок свойственно многообразие. Отечественные школы привыкли к пятибалльной системе, практикуя ее уже долгие годы. В целом ряде государств внедрена 100-бальная шкала, также во многих функционирует процентная — ее можно наблюдать в некоторых азиатских странах, Турции, Австрии.

Более популярной можно назвать систему оценок на 10 баллов. Она бывает представлена в виде цифр, буквенных обозначений с добавлением знаков минуса и плюса.

Как меняется главный атрибут процесса обучения?

Если говорить о самом оригинальном подходе, стоит упомянуть о специфике системы оценок. В Дании в учебных заведениях можно наблюдать порядка семи критериев в промежутке от 12 до -3. Шкала баллов в США представлена буквенным обозначением: отметки имеют градацию от А+ до F (пятерка и двойка по отечественной шкале соответственно).

В чем же плюсы и минусы системы школьных оценок?

— Несмотря на великое многообразие, школьная градация знаний постоянно становится предметом оживленных споров среди специалистов всего мира. Никак не получается вывести идеальную систему школьных оценок для творческих и физических достижений учащихся.

Проблема в том, что баллы непременно связаны с его специфическими особенностями. Согласитесь: выучить материал по истории или географии при желании может любой ученик, зато с успехом пробежать километровый кросс или блеснуть на уроке изобразительного искусства прекрасным творением способны лишь немногие.

На этой почве стали возникать разговоры о том, что в связи с данными не стыковками в России перестанет существовать школьная оценка по таким дисциплинам, как физическая культура, труд, изобразительное искусство, музыка.

На сегодняшний день ситуация не меняется, потому школьники все еще продолжают стыдиться альбомов для рисования с низкими отметками.

— Иной причиной для оживленных дискуссий служит превращение отметок в самоцель. Причем касается это не только учащихся, но и их родителей.

Бесконечная гонка за безукоризненными дневниками и аттестатами чревата тем, что в погоне за красивыми цифрами в табелях ученики забывают о самом главном — о знаниях.

Стоит ли упоминать, что отличники далеко не всегда могут называться по-настоящему умными и начитанными людьми в будущем? Достаточно упомянуть лишь немногих гениев, бывавших в числе троечников: Ньютон, Пушкин, Эйнштейн, Дарвин.

Знание — не в числах, а умении логично мыслить и грамотно обрабатывать информацию. К примеру, в учреждениях образования Вальдорфа вообще не введена школьная оценка, как и обязательные учебные программы. Насколько такой подход себя оправдывает, судить тяжело. Сказать можно только одно: он устроит далеко не каждого родителя.

Имеет ли школьная оценка альтернативу?

Очень многие философы и ученые часто пытались сделать все возможное для отмены оценочной системы. К примеру, Л. Н. Толстой в своей время основал на Ясной Поляне учебное заведение, в котором преподаватели попросту не производили проверку умений учеников, а понятия посещаемости и вовсе не существовало.

Их цель была до предела простой — привлечь детей к знаниям, чтобы они по своей воле посещали школу и по-настоящему хотели осваивать новые горизонты. Толстой просил учителей излагать более сложный материал с каждым последующим уроком, дабы учащиеся самостоятельно ощутили прогрессивную динамику.

Увы, такой подход к образованию не вышел за границы Ясной Поляны ввиду особой специфичности. Сама школа продержалась на плаву не более декады.

Иной попыткой устранить традиционный способ проверки познаний отличился Луначарский. В стране, жившей по принципам всестороннего равенства, нельзя было наблюдать разделений на лучших и худших. По этой причине деятелем было принято постановление, которым он отменял все виды экзаменационных мероприятий, наказаний учеников и даже баллы.

Однако, составители документа забыли о самом главном — альтернативе. Требуя устранить все непременные атрибуты учебного процесса, они не предоставили преподавателям иной методики обучения.

Результат был предсказуем: уровень успеваемости значительно снизился, а представители государственной власти вновь вспомнили о традиционной пятибалльной шкале.

Сегодня тоже можно наблюдать альтернативные учебные заведения, отказавшиеся от баллов. В них нет ни классической пятибалльной системы, ни иных методик начисления баллов.

В уже упомянутом Вальдорфе не предполагается даже использование учебных пособий — все базируется лишь на индивидуальном развитии каждого ученика в условиях отсутствия общеобязательных норм. Такая методика находит применения не только в Вальдорфе, но и в некоторых программах обучения на дому.

Такая концепция ожидаемо вызвала массу громких дискуссий, ведь очень редкий родитель рискнет опробовать ее на своем ребенке.

В России пятибалльная шкала также является далеко не единственной градацией отметок — с каждым днем появляется все больше частных школ и кружков, отказавшихся от подобного образовательного инструмента.

Источник: https://lancmanschool.com/cistema-shkolnyx-ocenok/

Какая система оценивания лучше: 5 бальная или 10 бальная?

5 балльная шкала оценки. Плюсы и минусы пятибалльной системы оценивания

02.08.2017

10

6969

Оценки в школе были всегда. Пожалуй, это единственный объективный критерий, по которому можно определить уровень развития ребенка, увидеть прогресс в обучении и заметить возникающие проблемы.

Большинству взрослых людей знакома 5-балльная система оценивания, она долгое время была единственной на территории Белоруссии.

Иностранцы такую градацию не очень хорошо понимают и считают ограниченной, в зарубежных школах распространены 10-, 12- и 100-балльные системы оценивания.

Какая система более комфортна для ребенка? Что чувствует школьник, когда получает отметку? На эти вопросы уже найдены ответы, мы собрали их в этой статье.

История оценок

В XVIII веке педагоги не ставили отметок, а подробно описывали свои впечатления от работы ученика: «посредственное учение» или «похвальное».

Многие составляли подробные характеристики, которые помогали разобраться в неудачах как самим ученикам, так и их преподавателям. Ломоносов предлагал использовать аббревиатуры вроде «В. И.» (все исполнил), «Н. У.» (не знал урока).

Всего в его варианте было 10 оценок знаний, в том числе эмоциональная: «Ш. — шабаш».

В царскосельском лицее, где учился Пушкин, была принята пятибалльная шкала, только лучшей отметкой считалась единица, а пятерка — напротив, худшей. Кстати, сам поэт не мог похвастаться хорошими оценками — в рейтинге учеников он занимал 26-е место (из 29). Так уж совпало, что именно в год смерти Пушкина была узаконена привычная нам пятибалльная система, где успехи оцениваются по взрастающей.

С тех пор пятибалльная шкала осталась неизменной, ее не смогла поколебать даже революция. В советское время изменилось лишь словесное описание оценок: если раньше двойка означала «слабые успехи», теперь это — «неудовлетворительно».

По мнению психологов, в результате такой подмены понятий оценки приобрели карательно-поощрительный характер. Раньше педагоги смотрели на успехи учеников, а сейчас классифицируют детей на «отличных» и «удовлетворительных» по уровню знаний.

Фактически же наша пятибалльная система является трехбалльной. Единиц педагоги обычно не ставят, а двойки не попадают в четверть.

В итоге тетради пестрят тройками с двумя минусами или четверками с плюсами, хотя эти дополнительные знаки не попадают в журнал. Не первый год ведутся дискуссии о переходе на десятибалльную систему, которая будет понятна, так как кратна пяти.

По крайней мере, на такую шкалу уже перешли бывшие советские республики Беларусь, Молдавия, Грузия и Армения.

Как оценки влияют на личность ребенка?

У каждого ребенка есть свои агенты социализации, то есть люди, которые помогают ему успешно интегрироваться в общество. Такими агентами выступают те, кто находится рядом с ребенком регулярно и является для него авторитетом. Семья, учителя, воспитатели стремятся помочь ребенку стать успешным и счастливым человеком, а без уверенности в себе и понимания своего места в мире быть им сложно.

Оценивание – один из способов одобрения выполненной работы или проявленного качества. Семья обычно не применяет данный прием, поскольку ребенка любят таким, какой он есть.

Начинается оценивание в детском саду и выражается оно в похвале или порицании воспитателем – так ребенок понимает, правильно ли он поступает, усвоил ли правила социума. В школьном возрасте оценки становятся более конкретными, влияют на самооценку и дальнейшую жизнь.

На сегодняшний день единой системы оценивания в белорусских школах нет. Где-то пятерка станет радостью для ученика, а где-то она же расстроит, поскольку является очень средней оценкой. Какая система более комфортна для ребенка и нужны ли оценки вообще?

Оценивание до 5 баллов

Стандартная система предполагает пять оценок и смысловую интерпретацию каждой из них как для учителя, так и для ученика:

1 – учебный материал не усваивается;

2 – грубые ошибки, минимальное усваивание материала, отсутствие устных ответов;

3 – есть понимание материала, но самостоятельно разобраться в нем школьнику сложно; он не применяет знания на практике, допускает ошибки в письме и устных ответах;

4 – есть знание материала, хорошие устные и письменные ответы. Нет грубых ошибок, допускаются небольшие ошибки в письме;

5 – отличное знание материала, правильные и уверенные ответы (устные и письменные), способен самостоятельно применять знания на практике и интерпретировать их. Не допускает ошибок в ответах.

Достоинства

К плюсам этой системы можно отнести ее прозрачность и понятность для всех участников обучения, а также то, что пятерки и четверки повышают самооценку школьника.

Недостатки

Из минусов – слишком расплывчатое оценивание, не позволяющее дать точного определения учебной ситуации.

При 5-балльной системе сложно определить и для педагога, и для ученика, есть ли прогресс в обучении.

Плохие оценки могут лишить школьника уверенности в себе и привести к психологической травме, к тому же иногда оценки ставятся, исходя из личного отношения педагога, а не за реальные достижения ребенка.

Оценивание до 10 баллов

Эта система более гибкая и позволяет показать ученику, что его уровень знаний изменился, даже если этот прогресс незначителен. Так ребенку проще контролировать собственную успеваемость, а родители могут заметить учебные проблемы намного раньше, чем в 5-балльной системе оценок. Смысловые характеристики у отметок тоже есть:

0 – никакой учебной активности;

1 и 2 – распознавание материала поверхностное;

3 и 4 – школьник запоминает часть материала и может его воспроизвести, но с ошибками;

5 и 6 – осознание материала, понимание теории;

7 и 8 – отличное владение теоретическим материалом;

9 и 10 – ученик использует творческий поход, легко интерпретирует и применяет полученные знания.

Какая все-таки лучше?

Достаточно сложно определить, какая система будет наиболее выгодна с точки зрения психологического комфорта школьника, развития его личности и общего оценивания учебного прогресса.

На данный момент, 5-балльная система кажется более удобной, потому что вся система образования настроена именно на нее, начиная от детских садов и заканчивая высшими учебными заведениями.

Но все может измениться.

В Финляндии решились на уникальный эксперимент и несколько школ отказались от какой-либо системы оценивания вообще.

В учебных заведениях проводятся разнообразные тестирования, соревнования и интеллектуальные состязания, которые позволяют ученикам примерно понимать свой уровень знаний относительно сверстников, но оценить себя они могут только самостоятельно.

Эксперимент начался не так давно, в середине 2016 года, но уже показывает отличные результаты. Школьники, которые не получают чувствуют себя более комфортно психологически и при этом бьют рекорды успеваемости по сравнению со сверстниками из обычных школ.

Источник: https://smartum.by/about_us/blog/vospitanie-detej/5-ballov-vs-10-ballov-bitva-sistem/

Плюсы и минусы пятибалльной системы оценивания – Плюс/минус

5 балльная шкала оценки. Плюсы и минусы пятибалльной системы оценивания

Вспомните картину «Опять двойка». На ней классические эмоции — досада и порицание. Вроде бы всем давно понятно, что сложные тесты и страх перед тройками лишь загоняют ребёнка в угол, но отметки продолжают играть главную роль в школе и — часто — в семье. Подумайте, как хорошо было бы без них! Эксперты с нами согласны, но полностью отменять оценки не готовы.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Что не так с отметками в школе?

Принятый ещё в 2009 году Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), на основе которого работают все государственные российские школы, составлен по принципам развивающей системы обучения.

Согласно ему, в задачи ученика входит не зазубривание конкретных параграфов и знание таблицы умножения, а «…формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности».

В стандарте также есть «портрет выпускника начальной школы», где, помимо знаний, речь идёт о личных характеристиках. Составители ФГОС видят идеального школьника таким:

  • «уважающим и принимающим ценности семьи и общества»;
  • «любознательным, активно и заинтересованно познающим мир»;
  • «владеющим основами умения учиться, способным к организации собственной деятельности»;
  • «готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом»;
  • «доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение»;
  • «выполняющим правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни».

Возникает логичный вопрос: как оценить по существующей пятибалльной шкале любознательность ребёнка или его умение слышать собеседника? При заявленных стандартах образования школам до сих пор никто не предложил систему, которая позволяла бы отразить движение ученика или оценить его способности.

Чтобы продолжить разговор, давайте ещё раз проговорим важное различие: оценка или отметка? Тут всё очень просто: оценкой называют сам процесс, когда сравнивают знания учеников. А вот отметка — это количественная мера оценки, чаще всего цифра или буква. Какие отметки сейчас ставят в российских школах?

Почему оценивают по пятибалльной шкале?

Метод оценивания, когда ученик проходит какой-то материал, а затем сдаёт по нему экзамен и получает отметку, называется «итоговый». Его часто критикуют за то, что у школьников нет возможности повлиять на конечный результат. Кроме того, плохая отметка всякий раз указывает ученику на его неполноценность в чём-то, заставляет нервничать и точно не способствует прогрессу.

Привычную нам пятибалльную шкалу Министерство народного просвещения Российской империи утвердило ещё в 1837 году. Её же применяли и в Советском союзе.

  • 1 — слабые успехи;
  • 2 — посредственные;
  • 3 — достаточные;
  • 4 — хорошие;
  • 5 — отличные.

Со временем пятибалльная шкалах усохла до трёхбалльной — сегодня в большинстве школ единицы или двойки не ставят. Конечно, в некоторых используют свою шкалу оценивания, но это скорее исключения. Например, в Москве ещё в 2016 году официально разрешили ставить отметки по 10-балльной, 100-балльной или вообще буквенной шкале.

Илья Новокрещёнов, начальник Управления развития кадрового потенциала системы образования Департамента образований и науки города Москвы, экс-директор московской школы «Покровский квартал»:

Существующая система оценивания выполняет роль системы координат, благодаря ей ученик может понять, куда и с какой скоростью он движется, каковы его результаты. Без подобного ориентира учёба может превратиться в самообман. Эта же система позволяет сравнить свои результаты с одноклассниками.

На мой взгляд, неправильно дезориентировать ребёнка, никогда не сравнивая его с другими

Он должен понимать, что конкуренция сопровождает нас везде: когда мы предъявляем результаты ЕГЭ при зачислении в вуз, вместе с другими кандидатами общаемся с потенциальным работодателем.

Но пятибалльная шкала репрессивна по отношению к ученику, потому что она не оставляет права на ошибку. Итоговые отметки выводят из средней взвешенной или средней арифметической, а значит, каждая неудача, даже если она исправлена, всё равно влияет на итог.

По факту оценки 1 не существует, а 2 — это не отметка в полном смысле, она скорее говорит об отсутствии результата, а в трёх баллах педагогу, конечно, довольно тесно.

Марина Пинская, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования Высшей школы экономики:

Когда мы попытаемся понять, что делать с системой оценивания, нужно ответить на вопросы «Для чего мы оцениваем?», «Что мы хотим получить в результате?».

Например, хотим узнать, освоили ли дети материал. Мы можем создать тест и понять это по его результатам.

Так можно проверять не обязательно знания, но и многое другое — умеют ли дети пользоваться микроскопом, могут ли провести лабораторную работу.

ЕГЭ как раз существует, чтобы ответить на вопрос «Научились ли дети тому, чему мы их учили?». И тут всё в полном порядке, отменять его не нужно.

Главное, чтобы такие тесты и экзамены не перегружали детей, не были постоянными. Но если у ученика что-то не получается, мы хотим знать об этом не после экзамена, а своевременно.

Поэтому будет ли пятибалльная шкала или какая-то другая в школе — это не важно. Она должна быть другой по своей сути.

Почему формирующую систему, придуманную ещё Выготским, применяют в Финляндии, а не в России?

О неэффективности итоговой системы оценивания писал ещё в начале XX века один из основоположников отечественной детской психологии Лев Выготский. Учёный считал, что важнее оценивать не результат, а прогресс и уровень развития ребёнка. Но развивающие системы так и не получили широкого распространения ни в СССР, ни в России. Одна из проблем — кадры.

Учителя в них должны быть более самостоятельным, не бояться экспериментировать, а это часто противоречит самой системе устройства школы

При этом развивающую и личностно-ориентированную систему школьного образования, где привычная система оценивания уступает проектной или формирующему оцениванию, сейчас активно внедряют во многих странах.

Именно так сделали в Финляндии во время реформы среднего образования в 2014 году. Эксперты вдохновлялись идеями Выготского и его коллег, и сегодня система этой северной страны считается одной из лучших в мире.

Отметки здесь не ставят до 12 лет, при этом школьники не сдают ни экзамены, ни тесты. (Что? Да!) Вместо этого учителя используют формирующее оценивание.

Оно лучше вовлекает ученика в процесс и даёт обратную связь, чтобы увидеть, как можно улучшить собственный результат.

Преподаватели оценивают не то, что получилось, а прогресс ученика. Такая система учит планировать и понимать способы получения знания, улучшает мотивацию, воспитывает умение оценивать себя самого, развивает способность к рефлексии.

Школа Saunalahti в финском городе Эспоо /  Verstas Architects (Andreas Meichsner)

Марина Пинская:

Формирующий тип оценивания сейчас считается передовым. Его главный принцип — не только узнать, что выучили дети, а ещё и что делать дальше. Если ученик не освоил материл, важно понять, почему так произошло. Для этого необходим инструмент, который определит, чего не хватает. И, главное, — какой нужен следующий шаг? Этого в школе пока нет.

Поэтому должны появиться инструменты формирующего оценивания и другие оценивающие стратегии, которые направлены не только на контроль, но и на помощь в изучении дисциплины.

Система оценивания должна отвечать на три вопроса:

  • Где сейчас находится ученик?
  • Куда он должен прийти?
  • Как это лучше сделать?

В Москве такую систему поддержали в школах международного бакалавриата. В своё время её пытались популяризировать. Есть простая книжка и курсы, по которым мы работаем с будущими учителями, но массовой практики пока нет.

Ещё один важный аспект — обратная связь. Учитель может сказать ученику, что лучше делать дальше и как менять подход. И наоборот, ребёнок говорит преподавателю: это я понимаю, это умею, вот это непонятно, и вам нужно объяснить по-другому.

Он помогает понять, как его лучше учить и как лучше выстроить пространство, где он учится. И точно так же эта обратная связь существуют между всеми.

Ученики вместе решают какую-то задачу, помогают, обмениваются информацией, оценивают друг друга, чтобы дать подсказку.

На что заменить тройки и пятёрки?

Илья Новокрещёнов:

В России много интересных систем оценивания. У них всех есть общие принципы. Во-первых, они должны быть критериальными, когда ребёнок понимает, что конкретно получилось или нет. Она должна быть накопительной, когда учитываются только достижения.

Оценки должны стать многомерными, чтобы в зоне внимания были не только предметные результаты, но и самые разные достижения школьников — в спорте, общественной активности и так далее.

И у всех таких систем должна быть шкала перевода оценок в нашу общероссийскую систему.

Например, при защите группового проекта каждый ребёнок демонстрирует огромное количество приобретённых за время подготовки этого проекта компетенций: и умение работать в команде, и умение грамотно формулировать свои мысли, работать с информацией и многое другое. Как грамотно это оценить?

Здесь важна многомерность, когда друг на друга накладываются экспертная оценка учителя, самооценка ребёнка, оценка членами его рабочей группы, иногда родителей. И в тех местах, где все эти оценки совпадают, можно с известной долей правдоподобности утверждать, что то или иное умение у ребёнка сформировано им самим и проявлено.

Марина Пинская:

Мы можем отменить пятибалльную шкалу и ввести двенадцатибалльную, но ничего не изменится, пока нет цели — оценивать так, чтобы это помогало учиться, а не просто контролировало.

Нам часто говорят, что родители хотят видеть оценки. Дескать, в их время тоже были двойки, тройки, четвёрки и пятёрки. Если это так, то нужно объяснить, как человек учится и какого балла можно было бы ожидать при привычной родителям системе.

Со временем для них станет важнее, чему ребёнок учится и где он находится, куда он должен прийти. Достиг высокого уровня — супер, достиг среднего — замечательно. Он всё равно проделал большой путь. Мне кажется, когда всё открыто и понятно, оценки становятся более осмысленными.

Есть такой хороший инструмент оценивания, как портфолио. У ученика и его родителей в личном кабинете находится информация обо всех работах. Они видят: в первой ничего не получилось, вторая — чуть получше, пятнадцатая — супер.

Я вижу прогресс, и мне становится понятно, как учится тот или иной ребёнок. В этом случае не нужны ни двойки, ни тройки, ни пятёрки

Чтобы отвечать перед внешним контролем — на каком уровне находится ученик, — можно ставить за последнюю работу баллы.

Как часто они нужны? Кому-то каждую четверть, кому-то раз в полгода, ведь главное всё-таки то, что происходит каждый день. Если на отрезке между выставлением баллов я получаю ответы на вопросы, чему я учусь, как я это делаю, и нахожу для себя способ, чтобы лучше учиться, тогда всё прекрасно.

Принцип портфолио можно было бы распространить на проверку не только обычных предметов, но и других навыков, новых грамотностей. Проверяя математику, например, мы говорим: нужно позвать гостей, должно быть столько-то человек, посчитай — сколько ты потратишь денег, сколько будет стоить угощение на каждого и так далее.

Или придумать задачу, когда ребёнок приходит в банк и ему нужно выполнить определённые операции. Иначе мы на математике все задачи на проценты решили, а зачем — никто не знает.

А в этом случае мы начинаем применять свои математические умения в реальных жизненных ситуациях, проверяя одновременно и математическую, и финансовую грамотность.

Источник:

Оценивание в школе по 5 бальной системе. Плюсы и минусы пятибалльной системы оценивания

» Сленг » Оценивание в школе по 5 бальной системе. Плюсы и минусы пятибалльной системы оценивания

Проштудировал официальные документы и готов пояснить, за что ставится каждая отметка.

Первый уровень (низкий): 1−2 балла

Узнавать, распознавать и различать понятия — требования по самым низким отметкам.
Да-да, никаких нулевых знаний.

Второй уровень (удовлетворительный): 3−4 балла

Отметки 3 и 4 выставляются ученикам, которые излагают учебный материал по памяти, т. е. на удовлетворительные баллы хватает зазубренной теории.

Третий уровень (средний): 5−6 баллов

Чтобы получить 5 или 6 баллов, учебный материал необходимо не просто воспроизводить, а понимать. Плюс уметь описывать и анализировать действия с объектами изучения.

Четвёртый уровень (достаточный): 7−8 баллов

Источник: https://narobraz.ru/meditsina-i-zdorove/plyusy-i-minusy-pyatiballnoj-sistemy-otsenivaniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.