Абак в начальной школе. Ментальная арифметика – абак, соробан, суаньпань или русские счеты. Материал для любознательных

Что такое абакус или соробан: история возникновения и устройство

Абак в начальной школе. Ментальная арифметика - абак, соробан, суаньпань или русские счеты. Материал для любознательных

Евгения Климкович

Здравствуйте, дорогие друзья!

Слышали ли вы про ментальную арифметику? Наверняка слышали, ведь о ней сейчас кричат на каждом углу. И редкий центр детского развития не предлагает своим маленьким ученикам такие вот ментальные занятия.

Так что же это? Дань моде? Или дествительно что-то ценное? Об этом поговорим совсем скоро, а сегодня давайте поближе познакомимся с основным инструментом ментальных математиков. В этой статье постараюсь подробно рассказать вам о том, что такое абакус, или, как его еще называют, соробан.

История абакуса

Историки предполагают, что первые абаки появились уже в третьем тысячелетии до нашей эры в Месопотамии.

В пятом веке до нашей эры с абаком познакомился и Древний Рим. Но это только предположения, хотя никем и не опровергнутые.

А вот уже более достоверное доказательство – сам абак и его чертеж, выполненный европейцем в семнадцатом веке – в настоящее время хранится в Парижской национальной библиотеке.

В китайской национальной литературе 190-го года встречается упоминание о Суаньпане – китайском варианте абака. Именно китайцы превратили обыкновенную табличку в рамку со стержнями и косточками на них. В таком виде счеты прибыли в Японию.

Японцы немного их модернизировали, убрав одну лишнюю косточку, и назвали на свой манер «соробаном», что в переводе означает «вычислительная доска». Соробаны активно использовались, поскольку в стране восходящего солнца в те времена процветала торговля и значимость математического образования была очень высока.

Устройство абакуса

Ну а в наше время абакус-соробан может приобрести себе любой желающий. Их много разных. Цветные и черно-белые, металлические, пластмассовые и деревянные, большие и маленькие. Также соробаны могут отличаться количеством спиц.

Но, не смотря на все различия, суть одна, и основные части соробана присутствуют всегда.

Итак, соробан состоит из:

  • рамки;
  • поперечной перекладины;
  • спиц, проходящих сквозь перекладину;
  • косточек, нанизанных на спицы.

На каждой спице по пять косточек. Одна находится над перекладиной, а четыре под ней.

Количество спиц в соробане может быть разным. Есть, например, семнадцатиразрядные соробаны – это когда спиц 17, а есть тринадцатиразрядные, в данном случае спиц всего 13, да и с другим количеством спиц тоже имеются.

Если внимательно приглядеться к вычислительной доске, то на перекладине можно увидеть метки. На моем соробанчике, они выглядят как небольшие точки около некоторых спиц.

Могут быть не точки, а косточки отличающиеся цветом от всех остальных. Эти метки указывают на то, где находится спица единиц, тысяч, миллионов.

Если абакус 17-разрядный, то спица единиц будет находиться в центре, если 13-разрядный, то единички будут находиться на второй помеченной спице справа.

Слева от спицы единиц  находится спица десятков, затем сотен, потом тысяч и т.д.

Спицы, расположенные справа от спицы единиц нужны для вычисления долей и в самом начале изучения ментальной арифметики не используются.

Что можно посчитать на абакусе?

Да все, что угодно! Можно складывать и вычитать. Чтобы приблизительно понять, как это делается, прочитайте вот эту статью.

Умножать и делить на соробане также можно. А еще можно возводить числа в степень и извлекать корни!

Но, конечно, не все сразу. Процесс обучения начинается с самого простого – сложения и вычитания. Этому детишки учатся примерно 1 год.

Затем можно пойти дальше и еще за год одолеть умножение и деление. Ну а на третьем году обучения начинается высший пилотаж – степени и корни.

Очень важны при изучении ментальной арифметики техника передвижения косточек и способ удержания соробана.

А держат его следующим образом. Соробан должен лежать на горизонтальной поверхности. И чтобы он никуда не «убегал» придерживаем его левой рукой: большим, безымянным пальцем и мизинцем. Указательный и средний освобождаем для работы.

А с правой рукой поступаем следующим образом: сначала зажимаем в кулаке ручку, острием вниз. А затем освобождаем большой и указательный пальчики, ими будем считать, а остальные три пальца продолжают удерживать пишущий инструмент. Зачем нам вообще нужна ручка?

А чтобы быстро записывать результаты подсчетов. В ментальной арифметике скорость выполнения играет огромную роль.

Левши держат ручку немного по-другому.

Сразу хочу уточнить, что техника счета при различных методиках обучения ментальной арифметике могут отличаться.

Не смотря на то, что без абакуса научиться ментальной арифметике невозможно, целью обучения является как раз полный отказ от использования соробана. Задача инструктора научить детей считать на воображаемом соробане, которого под рукой на самом деле нет. Именно поэтому арифметика называется ментальной.

Источник: https://shkolala.ru/mentalnaya-arifmetika/chto-takoe-abakus/

Ментальная арифметика – это обман или путь к успеху?

Абак в начальной школе. Ментальная арифметика - абак, соробан, суаньпань или русские счеты. Материал для любознательных

Несмотря на то, что первые счеты появились 2500 лет назад в Древнем Вавилоне, программе «Ментальная арифметика» уже более 27 лет и обучилось этой методике более 10 млн. детей по всему миру

Несмотря на то, что первые счеты появились 2500 лет назад в Древнем Вавилоне, программе «Ментальная арифметика» уже более 27 лет и обучилось этой методике более 10 млн. детей по всему миру, разговоры о необходимости и полезности инновационной методики все еще не угасают.

Слухи о неэффективности методики рождены в основном недобросовестными конкурентами, которые так и норовят привести необоснованные аргументы из серии: «учительница в школе сказала», «в интернете написали» или «у одного профессора спросили, и он сказал». Обоснованных доказательств, которые могли бы подтвердить отрицательное воздействие ментальной арифметики, до сих пор нет.

Дело в том, что время современного ребенка стоит очень дорого. На сегодняшний день занятость детей на порядок выше, чем еще 5 лет назад. Шахматы, языки, спорт, творческие курсы – все направления дополнительного детского образования борются за внимание потенциального клиента. Ментальная арифметика вне конкуренции, и мы это знаем.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ

Тысячи лет назад счетных машинок и компьютеров не было, но чтобы облегчить себе жизнь, люди придумали специальные счеты. Счеты постепенно трансформировались, и их везде называли по-разному: абакус в Китае, суаньпань во Вьетнаме, соробан в Японии, русские счеты в Российской империи.

С появлением счетных машин и калькуляторов, потребность в счетах постепенно исчезла, но не в Азии. В 90-е годы ХХ века на основе абакуса в странах восточной Азии (Японии, Китае, Малайзии) была разработана новая обучающая программа – «Ментальная арифметика».

В 2005 году в американском журнале Forbes абакус занял 2-е место в рейтинге величайших изобретений человечества. Методика ментальной арифметики дала настолько невероятные результаты, что стремительно стала распространяться по всему миру и уже в 2008-2010 годы пришла в Россию и страны СНГ.

ПОЧЕМУ МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА ЭФФЕКТИВНА?

Секрет популярности ментальной арифметики прост: уже через полгода занятий ребенок, постоянно занимающийся ментальной арифметикой, сможет складывать и вычитать в уме двух- и трехзначные числа, а через два года – делить и умножать в уме. На фоне приобретения навыков скоросчета у ребенка:

  • Повышается успеваемость в школе и легче дается изучение иностранных языков (согласно опросу родителей и классных руководителей, проведенному в 2015-2017 гг.),
  • Улучшается слуховая и зрительная память (см. научные исследования в книге «Ментальная арифметика. Знакомство».Авторы: Mythili Bhaskaran, Anu Sengottaiyan, Sangeetha Madhu и Vasanthi Ranganathan. Исследование было проведено в 2002-2004 гг. специалистами Stanley Medical College, в котором участвовало более 140 индийских учеников школы Don Bosco School и школы St. Xavier High School),
  • Формируется образное мышление (см. научные исследования в книге «Ментальная арифметика. Знакомство».Авторы: Hikaru Takeuchi,Yasuyuki Taki, Yuko Sassa, Hiroshi Hashizume, Atsushi Sekiguchi, Ai Fukushima, Ryuta Kawashima. Исследование проведено в 2011 г. специалистами Institute of Development, Aging and Cancer),
  • Повышается уровень интеллекта IQ (научные исследования в книге «Ментальная арифметика. Знакомство». Исследование проведено в 2008 г. специалистами Манчестерского университета (Великобритания), университета в Хартуме (Судан) и Ольстерского университета (Северная Ирландия).Авторы: Доктор Омар Кхалеефа, Доктор Пол Ирвинг, Доктор Ля Хамаза, Доктор Ричард Линн. Участвовало 3185 детей из Суданских школ в возрасте от 7 до 11 лет).

Вышеприведенные научные исследования, многолетний опыт преподавателей, восторженные отзывы родителей и неподдельный интерес детей – подтверждение эффективности методики «Ментальная арифметика». Преподаватели и руководители центров, которые занимаются ментальной арифметикой, знают, насколько важно для ребенка всестороннее развитие.

Но самое важное – это счастье ребенка, и, если кто-то на наших занятиях этого счастья не испытывает, преподаватели и методисты «Абакус-центра» обязательно обсуждают это с родителями и рекомендуют какие-то другие развивающие занятия. Мы не гонимся за детьми – мы приглашаем их в нашу приятную, дружественную атмосферу, где они с радостью остаются сами.

КАК ВЫБРАТЬ КАЧЕСТВЕННУЮ МЕТОДИКУ ПО МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКЕ?

На сегодняшний день на рынке России и СНГ насчитывается более 10 крупных сетей школ ментальной арифметики и более 500 частных образовательных центров и репетиторов. На правах одних из первоисточников ментальной арифметики в России, СНГ и Европе, предлагаем несколько рекомендаций по выбору школ с данной методикой:

  • обратите внимание на опыт работы и уровень подготовки преподавателей: обязательно посетите бесплатный открытый урок, попросите показать сертификат преподавателя по ментальной арифметике, показать/рассказать об успехах учеников, а также можете попросить преподавателя решить 3-значные примеры на сложение и вычитание;
  • одним из важных моментов при выборе школы по ментальной арифметике является наличие интерактивной онлайн-платформы для тренировки в классе и дома (онлайн-платформа позволяет повысить скорость обучения счету и мотивацию учеников в несколько раз, так как содержит различные интеллектуальные игры и режимы, с которыми ребенок может заниматься самостоятельно);
  • рекомендуем запросить у образовательного центра информацию о лицензировании и сертификации (образовательным центрам, даже «замаскированным» под кружки, развивающие центры или досуговые организации, следует помнить, что ведение образовательной деятельности без официального разрешения государства, которым и является лицензия на право ведения образовательной деятельности, незаконно, так как реализация именно образовательных программ (например, программы “Ментальная арифметика”) требует обязательного наличия лицензии);
  • во время обучения ребенка ментальной арифметике старайтесь контролировать ежедневное выполнение домашнего задания, интересоваться у преподавателя успехами ребенка в классе и поддерживать похвалами любые заметные прогрессы в обучении.

Администраторы в центрах ментальной арифметики «Абакус» с удовольствием ответят на все ваши дополнительные вопросы. Ждем вас на бесплатные открытые уроки, чтобы лично убедиться, какие потрясающие возможности раскрывает ментальная арифметика в наших детях!

Ганиев Радмир

Источник: https://abakus-center.ru/blog/170-false-or

Что такое Соробан и в чем его польза

Абак в начальной школе. Ментальная арифметика - абак, соробан, суаньпань или русские счеты. Материал для любознательных

28.01.2019

9

100315

Соробан (Абакус, «счётная доска») – горизонтальные японские счёты, преимущественно используемые для обучения счёту в начальной школе. Применение соробана в обучении имеет ряд педагогических преимуществ перед другими способами счета, так как с их помощью числовые операции можно представлять в графическом виде, развивая при этом умение считать без использования записей.

История счётов соробан

Экзотическое название «соробан» скрывает за собой изобретение, когда-то известное всему цивилизованному миру. Счётная доска из камня (металла, стекла) с выемками, в которые клали камешки, называлась Абак (или Абакус).

Не опровергнутые историками ресурсы говорят о появлении абака в Месопотамии в III тысячелетии до нашей эры и в Древнем Риме с V века до н.э.

Более достоверное доказательство – образец абака и чертёж, выполненный европейцем, – хранятся в Кабинете медалей Парижской национальной библиотеки и датируются 17 веком. О китайском варианте абака – Суаньпане ­– упоминается в национальной литературе в 190-м году.

Китайцы превратили табличку в привычную рамку со стержнями и косточками. В «небесном» окошке размещалась не одна, а две косточки. В таком виде счёты прибыли в Японию с развитием мореплавания. Японцы убрали дополнительную небесную косточку, и назвали счёты соробаном (вычислительной доской).

Уже несколько веков соробан используется для обучения детей в странах Азии.

В Европе в качестве помощника в обучении соробан появился только в XXI веке, а первые школы ментальной арифметики появились у нас совсем недавно.

Тем не менее этот факт не уменьшает достоинств использования «счетной доски» в обучении и дает почву для новых исследований, посвященных этому удивительному методическому приему.

Устройство соробана

В этой вычислительной доске 13 (или больше) вертикальных спиц, поделенных поперёк. На каждой спице по 5 косточек. Снизу – 4 «земные», каждая равна единице, сверху – 1 «небесная», равная пяти. При помощи 5 косточек на спице отображают числа от 1 до 9. Считаются только костяшки, придвинутые к центру.

Как считать на счетах соробан

Для вычислений на счетах соробан косточки передвигают к центральной рамке большим и указательным пальцами обеих рук.

Простыми действиями – сложением и вычитанием – можно овладеть интуитивно, умножение, деление и извлечение квадратного и кубического корня требуют знания определённых схем.

Для развития дошкольников и младших школьников Японии, страны, где производят лучшую в мире технику, изучение счёта на деревянных счётах является обязательным.

https://www.youtube.com/watch?v=eA0SaquhjbQ

Секрет соробана – в образном счёте, умении мгновенно, на глаз, определять количество косточек и тут же находить в своей памяти необходимый образ результата вычислений.

Это позволяет в доли секунды оперировать сложными числами, и передвигая косточки, и двигая пальцами в воздухе, и орудуя соробаном в своей голове.

Такое вычисление задействует обе половины головного мозга – ответственную за счёт и ответственную за воображение – поэтому происходит с такой скоростью. Это как печатать двумя руками вместо одного пальца.

Польза соробана в развитии детей

На основе счёта с соробаном разработана педагогическая система развития — ментальная арифметика. Её цель – вовсе не быстрый счёт, хотя и он впечатляет.

Это не просто развивающие занятия для детей, направленные на подготовку к школе, а действенная подготовка к жизни. Ментальная арифметика – программа развития умственных способностей ребёнка.

Одновременное использование обоих полушарий мозга – «математического» и «творческого» — развивает их равномерно, помогает и то, что участвуют пальцы обеих рук.

Вместо «технаря» или «гуманитария» ребёнок превращается в человека, использующего все возможности человеческого мозга, данные ему Богом или природой. Это все виды памяти, точность, быстрота и нестандартность мышления, воображение, наблюдательность, сосредоточенность, уверенность в своих силах.

Научиться ментальной арифметике без соробана невозможно, но, тем не менее, именно умение быстро и верно решать задачи без записи является основным направлением обучения. Задача педагога состоит не только в том, чтобы показать, как использовать соробан при счёте, но и научить ребенка абстрактному мышлению, раздвинуть границы его воображения и развить интерес к операциям с числами.

Обучение ментальной арифметике должно начинаться как можно раньше, желательно с 4 лет, как только ребёнок научится считать от 1 до 10. Чем старше становится человек, тем менее пластичен мозг и тем труднее ему превратить уже знакомые числа в зрительные образы косточек на счётах.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитый мозг справляется с любой проблемой намного быстрее и эффективнее, и в этом случае можно сказать без преувеличений, что ментальная арифметика – это гарантированный путь к успеху в любом будущем начинании.

Источник: https://amakids.ru/about_us/blog/mentalnaya-arifmetika/chto-takoe-soroban/

Что такое абакус?

Абак в начальной школе. Ментальная арифметика - абак, соробан, суаньпань или русские счеты. Материал для любознательных

В наше время всё большую популярность набирает ментальная арифметика. Многие люди пытаются обучиться ей сами или же пробуют обучить своих детей. Абакус, будучи обязательным инструментом для освоения ментальной математики, знаком многим, однако остается большое количество людей, которые до сих пор даже не знают что это такое.

статьи

В этой статье мы поговорим об абакусах. Надеемся, что интересную информацию об этом предмете найдут не только те люди, которые уже знакомы с ним, но и те кто впервые слышит об абакусе и хочет расширить свой кругозор.

Что же такое абакус?

Абакус — это счётная доска для вычислений, а попросту говоря, счёты,  которыми впервые начали пользоваться в Месопотамии (примерно в третьем тысячелетии до нашей эры).

Абакус кажется очень похожим на советские счеты, которые знакомые большинству ещё с детства.

Счёты

Однако числа обозначаются на абакусе положением на спице, а не количеством косточек. При счёте задействованы сразу две руки, это считают полезным, потому что так задействована работа сразу обоих полушарий головного мозга.

А что такое соробан?

Известно, что подобный счёт есть и в Японии, однако там такие доски называют соробан.

Соробан

Соробан произошел от китайского суаньпаня, о котором еще пойдет речь далее, и был завезен в Японию в средние века.

У соробана имеются ряды спиц, на которые нанизаны косточки. Количество спиц всегда нечетно. Как правило, это 13 спиц, однако встречаются соробаны с 21, 23, 27 или же с 31 спицей. Чем больше спиц, тем большее число можно набрать на соробане.

Соробан и сегодня используется в Японии в начальной школе, так как данный метод имеет ряд преимущество по обучению счету по сравнению с обучением на бумаге или же калькуляторе.

Как выглядит абакус?

Рассмотрев эти счёты внешне, можно заметить, что они имеют прямоугольную форму с вертикально вставленными спицами. Принято считать, что их тринадцать, однако существуют разновидностью с 15, 17 спицами.

13-разрядный абакус

Все спицы разделены одной длинной перегородкой, а в каждом ряду расположено по пять косточек. Самую верхнюю косточку японцы зачастую называли небесной – так как она находится выше остальных; под перегородкой (планкой) оставшиеся четыре косточки, которые прозвали земными.

Устройство абакуса

Каждая из косточек считается равной единице. А каждая спица обозначает разряд числа.

Так в зависимости от количество спиц, которое всегда нечетно, можно встретить тринадцати разрядный абакус (с 13 спицами), пятнадцати разрядный абак ( с 15 спицами), 17-ти разрядный абакус, и так далее.

Как научиться считать на абакусе?

В наше время родители пытаются найти наиболее выгодные и эффективные методики обучения своего ребёнка, поэтому ментальная арифметика, которая сулит раскрыть интеллектуальные и творческие способности, улучшить память, развитии аналитическое мышление, становится всё более популярной.

Во время обучения ребёнка подобному виду счёта, ему становится гораздо легче освоить все арифметические операции – речь идёт не только о сложении, вычитании, умножении, делении, но и об извлечении квадратных корней или процентов из чисел. С каждым разом дети всё меньше опираются на абакус, использую лишь своё воображение, стараясь восстановить изображение в уме – это и помогает в конечном итоге выполнять арифметические операции в уме.

Подобный вид счёта развивает логическое мышление детей. Если говорить кратко – в конце обучения все вычисления происходят на воображаемом абаке и все задачи, требующие математического подсчёта решаются с помощью знакомых образов.

Виды абакусов

Абакусы отличаются друг от друга. Чаще всего их делят на учительские и ученические. Учительские хороши тем, что на них удобно показывать правильное выполнение заданий, учить, как правильно держать абакус. Для этого хватает длины пальцев рук.

Учительский абакус для демонстрации

Ученические больше по размеру, имеют больше разрядов, а на некоторых моделях имеется кнопка обнуления.

Где купить абакус?

Сейчас в наши дни, когда так широко развиты компьютерные технологии, когда есть возможность найти любую информацию в интернете или заказать практически любой товар, не составляет труда найти абакусы. Поэтому человеку, который хотел бы научиться считать при помощи ментальной арифметики, удобнее всего будет обратиться за помощью к интернету.

Стоимость абакуса не большая, его можно приобрести в районе трех ста рублей. Приведем несколько ссылок, где можно купить абакус из любой точки земного шара.

13 разрядный абакус15 разрядный абакус17 разрядный абакус

Если же у вас есть свой абакус, и вы имеете какой-либо опыт работы с ним, расскажите об этом – нам будет интересно прочитать вашу историю обучения на абакусе.

Источник: https://shkolnaiapora.ru/matematika/mentalnaya-arifmetika/chto-takoe-abakus.html

Система счета абакус: секреты ментальной арифметики для первоклассников

Абак в начальной школе. Ментальная арифметика - абак, соробан, суаньпань или русские счеты. Материал для любознательных

Среди необычных дидактических пособий для детей свое место занимают счеты абакус, которые помогут улучшить математические навыки и весело и с пользой провести время. Предлагаем познакомиться с тем, что они собой представляют и как ими пользоваться.

Что это такое?

Сами счеты, которые положены в основу методики, появились более 2,5 тысячелетий назад. Также можно встретить названия «абак» или «соробан». Эти счеты исполняли в древнейших государствах функции современных калькуляторов и помогали отсчитывать десятки. Впоследствии они стали использоваться в ментальной арифметике.

Внешний их вид довольно прост: абак представляет собой рамку прямоугольной формы, которая разделена перекладинами с нанизанными на них косточками. Вверху, над разделительной полосой, расположена всего одна линия, каждый элемент которой означает пять. Снизу находятся ряды с четырьмя косточками, обозначающими единицу.

Линии косточек означают поочередно единицы (первая правая), десятки (вторая правая), сотни, тысячи. Если первая правая косточка поднята, то на счетах выложена цифра 1 или наименьшее десятичное значение (если расчеты ведутся, например, в миллиардах). Распределение чисел таково:

  • нижние косточки – это 1,2,3 и 4, соответственно, если подняты 2 из них, то счеты показывают число два;
  • если верхняя косточка поднята, число меньше, чем 5; если опущена на разделительную линию – больше;
  • верхняя опущена, три нижние подняты – это число 8.

Аналогичным образом можно выложить любое число.

Преимущества использования

Работа со счетами не только помогает развивать мелкую моторику дошкольника, но и тренирует сразу оба полушария его головного мозга, позволяет наладить взаимосвязи между ними. Кроме того, можно выделить несколько достоинств методики:

  1. Интерес. Малышам нравится перебирать косточки, при правильном подходе родителей из абакуса можно сделать тренажер, занятия на котором будут искренне нравиться ребенку.
  2. Использование счетов позволяет избежать заучивания и стимулирует образное мышление.
  3. При регулярных тренировках со временем удастся перевести ребенка от работы с реальным абакусом к воображаемой.
  4. Дети учатся находить нестандартные варианты решения проблемы.
  5. Постепенно обретают уверенность в себе, становятся более самостоятельными.
  6. Очень хорошо развивается мышление.

Вот почему счеты считаются мощнейшим пособием в ментальной арифметике, то есть обучении быстрому счету.

Как работать?

Познакомимся с инструкцией по использованию абакуса в домашней работе со старшими дошкольниками и первоклассниками. В целом японские счеты могут заинтересовать детей от 5–6 до 10–11 лет. Они помогают научить совершать в уме различные арифметические действия: сложение, вычитание и даже умножение.

Как же пользоваться таким пособием?

  1. Положить счеты на поверхность стола, добившись того, чтобы никакие посторонние предметы не мешали нормальному движению косточек.
  2. Поставить их «на ноль» — ни один из шариков не должен касаться разделительной полосы.

Далее на конкретном примере рассмотрим суть работы. Допустим, нам необходимо сложить 1 и 2. Для этого при помощи большого пальца перемещаем к разделительной полосе сначала одну косточку. Потом – две. Считаем результат – 3.

Но как быть, если надо сложить, например, 5 и 3. Цифр гораздо больше, чем косточек. Действовать следует так: косточка, расположенная над разделительной полосой – это 5. Поэтому ее следует опустить. А три косточки из нижнего ряда, наоборот, поднять. Получится 8.

На счетах можно отложить и трехзначные числа. Например, 175 будет выглядеть так:

  1. На первой линии опускается верхняя (пятерка).
  2. На второй – опускается верхняя (5) и поднимаются две нижние (2).
  3. На третьей – поднимается одна нижняя (1).

Сначала может показаться, что все слишком сложно и научиться будет нереально не только дошкольнику, но и взрослому. Но на практике зачастую бывает достаточно показать ребенку пару примеров, он довольно быстро разберется и начнет считать.

Как складывать и вычитать?

После того как малыш научился выкладывать числа, можно приступать к обучению простейшим арифметическим действиям.

Сначала рассмотрим сложение, к примеру, 36+23:

  1. Устанавливается первое число, 36.
  2. Далее его следует разделить на простые цифры – 3 и 6.
  3. После этого на соответствующих линейках провести сложение единиц с единицами, десятков и десятками. Получается: 3+2 (десятки) и 6+3 (единиц).
  4. Кости на линейках перемещаются соответствующим образом.

Если бы косточек получилось больше 9, нужно было прибавить единицу на соседней линейке.

Вычитание проводится по такой же системе, начиная с меньшего порядка. В случае, если из меньшего числа вычитается большее, происходит следующее: их переставляют, а на соседней линейке убирают косточку.

Такая система счета кажется сложной только при описании, на деле же стоит попробовать – и ребенку непременно понравится.

Умножение и деление

Они также не вызовут особых затруднений у тех, кто знает таблицу умножения (от 1 до 10). Рассмотрим пример. Надо умножить 13х3. Сначала пример делится на два действия:

10 х 3 = 30

3 х 3 = 9.

На счетах сначала набирается 30, потом добавляется еще 3. И становится понятно, что ответ на пример – 39.

Деление полностью аналогично, однако результаты не складываются, а вычитаются.

Правила

Специалисты по ментальной арифметике разработали ряд правил, которых следует придерживаться при занятиях с абакусом.

  1. Ставить пальцы необходимо определенным образом. Работают только большой и указательный, остальные сжаты в кулак. Большим поднимаются косточки по одной, указательным – опускаются. Оба движутся по направлению слева направо.
  2. «Набор» чисел ведется одной рукой. Вторая придерживает счеты таким образом, чтобы не закрывать обзор.
  3. Верхнюю косточку поднимает и опускает исключительно указательный палец.

Занятия проводятся дважды в неделю, действовать следует по принципу «от простого к сложному», не допуская переутомления ребенка.

Интересно, что при желании счеты можно изготовить своими руками, работа не отнимет много сил и времени.

Таков абакус, научиться считать на котором могут как дети, так и взрослые. Самое главнее правило успеха – регулярные занятия.

Источник: https://Razvivashka.online/poznavatelnoe/abakus-kak-polzovatsya

Интересное, полезные статьи

Абак в начальной школе. Ментальная арифметика - абак, соробан, суаньпань или русские счеты. Материал для любознательных

Абакус – это древние счёты, которые по сей день используются в качестве вычислительного приспособления, наглядного пособия для знакомства с цифрами. С латинского языка abacus переводится как счётная доска. Первый прототип абакус появился в Китае и назывался суаньпань (суань-пан). Привезённый в Японию он был несколько модифицирован. Японцы дали абакусу название «соробан».

Из восточных стран инструмент распространился по всему миру. Им пользовались и в Древней Греции, и в Древнем Риме. В средние века абакус был привезён в Европу.

Поразительно то, что, несмотря на развитие науки, появление калькуляторов, компьютеров, устный счёт на абакусе по-прежнему широко распространён. В японских школах он даже стал обязательной дисциплиной школьной программы, предназначенной для обучения детей младших классов.

У японских диаспор, проживающих в разных уголках мира, ментальный счёт на абакусе (соробан) является популярным развлечением, разновидностью спортивных состязаний.

Обучение счёту на абакусе (соробан)

В Украине обучение ментальному счёту на абакусе практикуют многие развивающие центры, однако только один из них – Школа Соробан®, наряду с изучением счёта, числового состава, основ математики, использует методику, направленную на интенсивное, гармоничное развитие полушарий мозга.

Счёты можно использовать для самостоятельного развития математических способностей, однако некоторое улучшение навыков вычисления не поможет достичь таких результатов, какие даёт основанная на работе с абакус методика усовершенствованной ментальной арифметики.

Методику Соробан® разработал Юрий Новосёлов. Она называется так же, как японский соробан (абакус) и направлена на обучение устному счёту, но в отличие от традиционного метода обладает исключительными особенностями.

Главные достоинства Соробан

Первое преимущество: методика уникальным образом сочетает разные обучающие методы, профессиональные приёмы, инструменты, в том числе и работу с ментальными счётами абакус, благодаря которым дети с 5 до 11 лет приучают свой мозг к активной мыслительной деятельности.

Развитие мозга происходит последовательно:

  • Изначально тренируется детское воображение (те участки правого полушария головного мозга, что отвечают за наглядно-образное мышление).
  • Следующий шаг после визуализации абакус – обучение счёту в уме (мысленное передвижение счётных косточек при решении арифметических задач).
  • Ребёнок моментально видит ответ, однако для выражения его в числовом виде необходимо передать данные в левое полушарие. Таким образом, данная методика приводит в активность одновременно два полушария, стимулирует образование каналов взаимодействия между ними.
  • Ребёнок запоминает принципы вычисления на абаке и в дальнейшем использует их при выполнении устного счёта, что способствует развитию внимания, памяти.

Второе преимущество: продуктивность Методики Школы Соробан® обусловлена тем, что она использует уникальную программу-игру «Дед Соробан», специально разработанную профессиональной командой. С компьютерным тренажёром Дед Соробан обучение становится лёгким и интересным для детей.

Третье преимущество: преподаватели Школы Соробан® используют особые инструменты преподавания, формирующие у детей позитивное отношение к обучению. Мотивированный ребёнок не теряет интерес к занятиям в Школе, к домашним тренировкам на протяжении всего курса. Ответственное выполнение домашнего задания, активная работа в классе поощряется звездой.

За успешно защищённую тему ребёнок получает красочный браслет. Приятные сюрпризы ожидают соробанят на каждом этапе обучения. Это фирменные значки, ручки, футболки и прочие небольшие подарки, поддерживающие живой интерес детей к усовершенствованной ментальной арифметике и учёбе в целом. Продуктивность обучения во многом зависит от педагога.

Каждый тренер Соробан® имеет сертификат и является профессионалом своего дела.

Огромное влияние на формирование у детей отношения к обучению оказывают родители. Их мнение является для малыша незыблемым, поэтому успех учебного процесса зависит от родительской поддержки, заинтересованности, положительного настроя.

Достижения Соробан

Счёты абакус имеют множество вариаций, в разных странах им дают свои названия: суаньпань, абак, абакан. Однако максимальную пользу ментальной арифметики гарантирует не название счёт, а выбор проверенной методики обучения устному счёту в Школе Соробан®.

Благодаря Школе Соробан® ментальная математика на счетах соробан(абакус) стала известна в 5 странах. В 75 городах работает 155 учебных классов, где занимается более 17 тысяч малышей и школьников. Это является веским основанием называть Школу Соробан® (усовершенствованную ментальную арифметику) международной методикой.

Каких результатов достигнет ребёнок, изучая устный счёт по Методике Соробан®?

  • Улучшение успеваемости;
  • повышение результативности внешкольной творческой, интеллектуальной деятельности;
  • развитие самостоятельного, неординарного мышления;
  • развитие наблюдательности, памяти, концентрации и других когнитивных способностей;
  • навыки работы с информацией;
  • развитие образного мышления.

Эти и другие приобретённые способности будут приносить пользу ребёнку на протяжении всей жизни.

Хотите достигать лучших результатов? Занимайтесь у лучших тренеров в Школе Соробан®.

 

Ребенок-левша: переучивать или нет?

Источник: https://soroban.ua/blog/abak-abakus-i-soroban-starye-nazvan/

Ментальная арифметика – абак, соробан, суаньпань или русские счеты

Абак в начальной школе. Ментальная арифметика - абак, соробан, суаньпань или русские счеты. Материал для любознательных

Всё большую популярность среди дошкольников и учащихся начальных классов набирает так называемая ментальная математика, или арифметика (что тоже самое).

Суть в том, что идет нагрузка для развития обоих полушарий головного мозга, ребенок начинает мыслить более объемно, пространственно и с легкостью осваивает все четыре основные математические действия. Занятия проходят на специальных счетных досках — абак.

 
Попробуем разобраться, что же это такое — абак? В чем его прелесть и отличие от привычных нам счетов?     

Аба́к (др.-греч. ἄβαξ, ἀβάκιον, лат.

 abacus — доска) — это целое семейство счётных досок, применявшихся для арифметических вычислений приблизительно с V века до н. э. в древних культурах — Древней Греции, Древнем Риме и Древнем Китае и ряде других.

Общие принципы инструментов типа абака — разделение линиями на полосы, осуществление счёта с помощью размещённых на полосах камней или других подобных предметов.   

Впервые абак появился, вероятно, в Древнем Вавилоне. 3 тыс. лет до н. э. Первоначально представлял собой доску, разграфлённую на полосы или со сделанными углублениями. Счётные метки (камешки, косточки) передвигались по линиям или углублениям. В V в. до н. э. в Египте вместо линий и углублений стали использовать палочки и проволоку с нанизанными камешками.

Западная Европа, VIII—X века

У восточных арабов, как и у индийцев, абак был скоро вытеснен индийской нумерацией, но он крепко держался у западных арабов, захвативших в конце VIII века и Испанию.

В X веке здесь познакомился со счётом на абаке француз Герберт (940—1003), написавший об этом книгу (980—982) и пропагандировавший сам и через своих учеников употребление абака.

Вместо камешков при счёте на абаке употреблялись и жетоны с начертанными на них числовыми знаками, или римскими цифрами, или особыми числовыми знаками — апексами.     Апексы Герберта по форме близки к цифрам гобар западных арабов.

Апексы Герберта и его 27-колонный абак, предмет удивления его современников (воспроизведены в реставрированном виде по различным рукописям профессором Н. М. Бубновым, профессором истории Киевского университета, начало XX века).

Усилиями многочисленных учеников и последователей Герберта и благодаря его влиянию как папы римского (Сильвестра II, 999—1003) абак получил широкое распространение в Европе. Следы этого распространения удержались, между прочим, в различных языках.

 Английский глагол to checker, или chequer, означает графить — словом от этого же корня называется клетчатая материя, the cheque, или check — банковый чек, exchequer — казначейство. Последний термин происходит от того, что в банке расчёты велись на абаке, основа которого заключалась в разграфлённой доске.

Английское государственное казначейство до последнего времени называлось Палатой шахматной доски — по клетчатому сукну, которым был покрыт стол заседаний. Клетчатая скатерть служила абаком при вычислениях. Возникшая в XII веке Палата шахматной доски была верховным финансовым управлением и высшим судом по финансовым вопросам до 1873 года.       В Европе абак применялся до XVIII века. В Средние века сторонники производства арифметических вычислений исключительно при помощи абака — абацисты — в течение нескольких столетий вели ожесточённую борьбу с алгоритмиками — приверженцами возникших тогда методов алгоритмизации арифметических действий.  

Мезоамерика

Ацтекские счёты возникли приблизительно в X веке и изготавливались из зёрен кукурузы, нанизанных на струны, установленные в деревянной раме. В Империи инков применялось счётное устройство юпана (в паре с кипу), имевшая разновидности: арифметическая юпана, геоюпана и др. В юпане, по-видимому, использовалась фибоначчиева система счисления.    

Дальний Восток

В странах Востока распространены китайский аналог абака — суаньпань и японский — соробан. Конструкции принципиально аналогичны, используют десятичную систему счисления, хотя японский вариант несколько экономичнее (в китайском, как и в русских счётах, используются «лишние» с точки зрения математики косточки).

Для китайского и японского абака существует скрупулёзно разработанный набор алгоритмов, позволяющих механически (то есть не занимаясь дополнительными вычислениями в уме или на бумаге) выполнять все четыре арифметических действия и даже извлекать квадратные и кубические корни.

    Японский соробан по сей день активно применяется, несмотря на повсеместное распространение электронных калькуляторов. В Японии использование соробана является элементом школьной программы обучения счёту в младших классах.

Также в Японии и странах, имеющих значительную японскую диаспору, счёт на соробане популярен как вид развлечения или своеобразный спорт.  

Россия

Десятичный абак, или русские счёты, в которых используется десятичная система счисления и возможность оперировать четвертями, десятыми и сотыми дробными долями появились в России на рубеже XV — XVI веков и активно применялись в торговле вплоть до последнего десятилетия XX века.

От классического абака счёты отличаются увеличением разрядности каждого числового ряда и конструкцией. Ещё одна характерная особенность русских счёт — специально выделенный разряд для счёта в четвертях. С момента своего возникновения счёты практически не изменились.

    С появлением дешёвых электронных калькуляторов счёты практически полностью вышли из употребления. Ещё раньше, в начале 1980-х годов, обучение пользованию счётами было исключено в СССР из школьной программы.   Сейчас мы вновь возвращаемся к старым привычным косточкам, бусинкам, камешкам и счетным доскам.

Как говорится, всё новое — хорошо забытое старое!   

Счеты для первоклассника АБАК — дешево и сердито. Отличное наглядное пособие для детей, доступное для всех и каждого. 

   

Для юных математиков и для любителей классики в обучении счету — деревянные счеты и счетный материал. 

   

Источник: http://strana.jili-bili.ru/blog/science/1577.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.