Егэ русский теория 2 задания. ЕГЭ. Как выполнять задания

Задание 2 ЕГЭ-2020 по русскому языку: теория и практика

Егэ русский теория 2 задания. ЕГЭ. Как выполнять задания

Статьи

Среднее общее образование

Линия УМК И. В. Гусаровой. Русский язык (10-11) (баз., углуб.)

Русский язык

Предлагаем вашему вниманию разбор 2 задания по русскому языку к ЕГЭ – 2020 с ми эксперта.

02 октября 2019

Основные изменения в новой демоверсии

В этот раз никаких изменений в структуре и содержании нет.

Скоро мы поговорим о грядущем ЕГЭ на вебинарах и в эфире нашего канала на .

Расписание ЕГЭ по русскому языку в 2020 году

На данный момент известно, что Минпросвещения и Рособрнадзор опубликовали для общественного обсуждения проекты расписания ЕГЭ. Экзамены по русскому языку предполагается провести 28 мая (чт).

Демоверсия ЕГЭ-2020 по русскому языку

 

Разбор заданий демоверсии ЕГЭ – 2020 по русскому языку

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть I содержит 26 заданий, часть II содержит 1 задание. В данной статье рассмотрена теоретическая часть задания номер 2 с разбором примера на практике.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3

(1)Фольклорный театр — наиболее точное понятие, определяющее народное театрально-драматическое искусство, истоки которого уходят в глубокую древность, в древнеславянские праздники и обряды.

(2)Фольклорный театр представляет собой совокупность театральных явлений в фольклоре: разыгрывание фольклорных драм народными исполнителями, кукольные представления, пение, игру на музыкальных инструментах, пляски и др.

(3)Этот театр не перестаёт привлекать к себе внимание людей, интересующихся народной культурой прошлого, является увлекательной страницей нашей отечественной культуры.

Задание 2

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите этот союз.

Актуализация знаний о типах союзов

И, ДА (=И), И…И, НИ…НИ, КАК…ТАК А, НО, ДА (=НО), ЖЕ, ОДНАКО, ЗАТО, А ТО, НЕ ТО, А НЕ ТО ИЛИ, ЛИБО, ЛИ…ЛИ, ИЛИ…ИЛИ, ТО…ТО, НЕ ТО…НЕ ТО, ТО ЛИ…ТО ЛИ И ДА, ДА И, ТОЖЕ, ТАКЖЕКОГДА, КАК ТОЛЬКО, ЛИШЬ, ЛИШЬ ТОЛЬКО, ТОЛЬКО ЛИШЬЧТО, ЧТОБЫ КАК, БУДТО КАК, КАК БЫ, КАК БУДТО, ИБО, ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО и др.

Выбор союза будет определяться смысловыми отношениями между частями сложного предложения:

  1. Указание на время совершения действия или проявления признака.
  2. Указание на место и пространство, где совершается то, о чём говорится в главной части.
  3. Указание на причину или обоснование того, о чём говорится в главной части предложения.
  4. Указание на условие, от которого зависит осуществление того, о чём говорится в главной части.
  5. Указание на условие, вопреки которому совершается то, о чём говорится в главной части.
  6. Указание на цель или назначение того, о чём говорится в главной части предложения.
  7. Указание на следствие, вытекающее из содержания главной части предложения.

Грамматически связь устанавливается при помощи вопроса, который задается от одной части к другой и определяет тип придаточного. Соединение частей происходит при помощи союзов и союзных слов. Подробная информация представлена в таблице.

когда?как долго?с каких пор? (с какого времени?)до каких пор?когда, пока, как, покамест, покуда, в то время как, после того как, с тех пор как, как только, лишь только, только что, только лишь, только чуть, едва, лишь, прежде чем, раньше чем, перед тем как
почему?отчего?по какой причине?потому чтооттого чтовследствие того чтоблагодаря тому чтов силу того чтоиз-за того чтозатем чтотак какпосколькуибоблаго
чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы
если, ежели, коли (коль), когда, кабы, буде, ли…ли
как ни, сколько ни, где ни, где ни, куда ни, кто ни, что нихотя (хоть), несмотря на то что, невзирая на то что, пускай, пусть, даром что

Алгоритм выполнения задания

  1. Прочитаем предложение и выясним, каким вопросом связаны его части, в каких смысловых отношениях они находятся.

    (3)Этот театр не перестаёт привлекать к себе внимание людей, интересующихся народной культурой прошлого, является увлекательной страницей нашей отечественной культуры.

  2. Вторая часть «является увлекательной страницей нашей отечественной культуры» указывает причину того, о чём говорится в первой части.

    Задаём вопрос: «Почему этот театр не перестаёт привлекать к себе внимание людей, интересующихся народной культурой прошлого?» Отвечаем: «Потому что он является увлекательной страницей нашей отечественной культуры».

  3. Делаем вывод, что на месте пропуска можно вставить один из причинных союзов: так как или потому что.

Ответ: так как или потому что.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/ege-2019-po-russkomu-yazyku-zadanie-2/

Егэ – 2019. задание № 2. новое. теория

Егэ русский теория 2 задания. ЕГЭ. Как выполнять задания

На ЕГЭ в 2019 году будет изменена формулировка задания № 2.

Посмотрим, что нового появилось в задании №2.

2018 год.2019 год.
2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). С другой стороны,ВедьНапротив,ХотяНесмотря на это,Ответ: ___________________________.2. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.Ответ: ______________.

Как видим, теперь необходимо самим подобрать пропущено слово, варианты ответа предлагаться НЕ будут.

Это, конечно, делает задание сложнее.

Однако вам, ребята, всё же будет даваться подсказка.

Например, в демоверсии нужно подобрать подчинительный союз.

Какие слова могут быть пропущены в задании № 2?

  • Подчинительные союзы и союзные слова.
  • Сочинительные союзы.
  • Вводные лова.
  • Частицы.
  • Слова других частей речи.

Алгоритм выполнения задания № 2.

  • Внимательно прочитайте занятие. Поймите, какое именно слово вы должны вставить (союз, вводное слово и т.д.)
  • Внимательно прочитайте предыдущее предложение , чтобы понять, какое именно слово может соединять его и данное в задании.
  • Помните, что многие слова имеют СИНОНИМЫ, то есть близкие по значению слова. Это облегчит вам поиск слова.
  • Если вам кажется, что подходят ДВА -ТРИ слова, то подумайте, какое будет точнее. Запишите его. Хотя, я думаю, при проверке будут учитываться синонимы.

Предлагаю таблицы, в которых предложены слова — синонимы. Конечно, это не все слова, которые могут быть ответами в задании №2. Всё зависит от текста, от его содержания.

Но и данные таблицы  помогут вам при подготовке к ЕГЭ.

Синонимичные союзы и союзные слова.

Союзы и союзные слова.Значение.
Подчинительные союзы и союзные слова.
что, чтобы, будто быизъяснительные
когда, как только, пока, по мере того как, как, между тем как, лишь, лишь только, едва лишь;временные
ибо, потому что, оттого что, так как, из-за того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что;причинные
чтобы, чтоб, дабы, для того чтобы, с тем чтобы;целевые
если, ежели, если бы, , ежели бы, коли (коль), когда, когда бы, раз;условные
хотя, хоть, пусть, пускай, несмотря на то что, хотя бы, даром что, несмотря на то что, невзирая на то что;уступки
так что;следствия
как, как будто, будто, словно, как бы, будто бы, словно как, точно.сравнительные
Сочинительные союзы.
и, да (= и), тоже, также, не только, но и, и, да(=и), ни-ни, тоже, также;соединительные
 а,но, да (= но), зато, однако;противительные
или (= либо), то … то, не то … не то, то ли … то ли, ли … ли.разделительные

Синонимичные вводные слова.

Значения вводных слов.Вводные слова- синонимы.
Неуверенность.Наверное, кажется, возможно, пожалуй,по-видимому, скорее всего, надо думать, надо полагать и т.д.
Уверенность.Именно, конечно, очевидно, естественно, разумеется, и т.д.
Мнение автора, чувства.К сожалению, хочется верить, надеемся, думается и т.д.
Иллюстрация примеров сказанного.Например, так, к примеру, иногда.
Противоречивость высказанного, когда предыдущее противопоставлено следующему.Тем не менее, напротив, вопреки этому, между тем, наоборот.
Вывод, итог, завершённость сказанного.Итак, значит, таким образом, словом, одним словом, так сказать, иными словами, наконец, значит, заметим, отметим и т.д.
Следствие.Следовательно.

Частицы.

Значения частиц.Частицы.
Усиление значенияДаже, лишь, уже, и, ведь
Выделение, ограничение.Только, лишь, лишь только, хоть (бы), всего, просто, исключительно, един­ственно.
Вопрос.Разве, неужели.
Восклицание.Что за, как, просто, ну и, прямо.
Утверждение.Да, точно, так.
Сомнение.Вряд ли, едва ли.
Призыв к действию.Да, давай, давайте, пусть, пускай.

Предлоги.

Значения.Предлоги.
Исключение.За исключением, кроме.
Включение.Кроме того.
Причина.Ввиду,  из-за, вследствие.
Время.В течение, в продолжение.

Другие части речи.

Значения.Примеры слов.
Добавление к сказанному.Помимо, к тому же.
Противоречивость высказанного, когда предыдущее противопоставлено следующему.Тем не менее, напротив, вопреки этому, между тем, наоборот.
Факты и явления существуют и происходят одновременно.Всё равно, само собой, только, вместе с тем.
Последовательность изложения мыслей.Сначала, вначале, затем, потом, прежде всего и т.д.
Усиление значения.Всё-таки.
УточнениеТочно, почти, как раз

Примечание: на сайте даны варианты заданий № 1-3 по новым требованиям. Выполните их.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ

Источник: http://testy-klass.ru/ege-2019-zadanie-2-novoe-teoriya/

Русский язык ЕГЭ Задание № 25 Теория

Егэ русский теория 2 задания. ЕГЭ. Как выполнять задания

Предложения в тексте связаны между собой средствами связи. Рассмотрим их.

Лексические средства

Средства связиПримеры
Лексический повтор словОсень  – удивительное время года, когда листья вдруг приобретают самые различные оттенки цветов. Цвета эти поражают своей красотой.
Однокоренные слова, то есть слова одной или разных частей речи, имеющие общий корень.Зимний день короток. Не случайно зимой так ждут солнечной погоды, чтобы хоть на какое-то  время порадоваться яркому свету.
Синонимы, то есть слова, пишущиеся по-разному, но имеющие сходное значение.Во время болезни не обойтись без градусника. Ведь именно термометр поможет понять, насколько высока температура больного.
Антонимы – слова, имеющие противоположное значение.Человек должен ценить друзей. Иначе может сложиться ситуация, при которой в окружении останутся одни недруги.
Описательные обороты, которые заменяют слово в предыдущем предложении.Недалеко построили шоссе. Эта стремительная река жизни прочно связала населённые пункты друг с другом.

Морфологические средства

Средства связиПримеры
Личные местоимения 3-го лица (это местоимения ОН,ОНА,ОНО,ОНИ в разных падежах). Эти местоимения во втором предложении употребляются вместо какого-то слова в первом.Помните, что предложения с местоимениями  1 и 2 лица- не будут ответами, только 3 -го лица!Я пригласила свою подругу в театр. Она не видела новой постановки.
Указательные местоимения (ТАКОЙ,ТОТ,ЭТОТ и другие в различных родах и падежах)Мне очень нравятся красивые леса  в этих местах. Кажется, что таких лесов нет нигде.
Местоименные наречия (ТАМ, ТУТ, ТАК, ТОГДА и др.)Нужно было делать вид, что он занят работой. Так он и делал.
Союзы (чаще всего сочинительные)Все были рады празднику. Но только Сергей сидел, пригорюнившись.
Частицы.Всем очень понравился спектакль. Только Ирина, как всегда, была чем-то недовольна.
Единство видовременных форм глаголов.Все решили праздники провести вместе. Сообща составляли программу, продумывали номера, подбирали музыку  (все глаголы стоят в прошедшем времени).
Степени сравнения прилагательных и наречий.Билеты на самолёт купили сразу. Лучше и не придумаешь.
НаречияВдруг загремел гром. Потом сверкнула молния. Затем полил такой ливень, что улицы города  вмиг опустели.

Синтаксические  средства

Средства связи.Примеры.
Вводные слова и конструкции.Во-первых, необходимо выучить теорию. Во-вторых, срочно выполнять тестовые задания. Только тогда можно успешно подготовиться в ЕГЭ.
Неполные предложения .Сегодня был сложный день, потому что писали контрольную.  По математике.
Синтаксический параллелизм, одинаковое построение двух предложений, расположенных рядом.Молодым – везде у нас дорога. Старикам – везде у нас  почёт.
Парцелляция, то есть дробление предложения на отдельные части.Чтобы быть счастливым в жизни, нужно иметь доброе сердце, высокую душу. Хороший характер.
Порядок слов (прямой – обратный).Чтобы доказать свою правоту, я вернусь. Вернусь я, объясню, и ты поймёшь, что я был прав.

Таковы основные средства связи предложений в тексте. Однако надо помнить, что часто в задании отмечено, что во втором предложении – сразу два средства для связи, например, личное местоимение и лексический повтор . Поэтому будьте внимательны, выполняя задание № 23, в выбранном предложении должны быть обязательно оба средства связи, если они указаны в задании.

Существует несколько типов связи предложений друг с другом в тексте. В зависимости от того, какой тип связи,  используются те или иные средства, о которых говорилось выше.
Рассмотрим данные типы.

Типы связи предложений в тексте                

  • Цепная (последовательная) связь. При такой связи каждое последующее предложение тесно связано с предыдущим, продолжает его мысль.

Пример:

Вот мы и увидели море. Нам оно показалось спокойным. Однако это спокойствие было очень обманчивым.

Наиболее распространённые средства цепной связи: лексический повтор, союзы, местоимения, синонимы , антонимы и многие другие.

  • Параллельная связь. При данном типе связи предложения не связываются между собой, а противопоставляются, сопоставляются. Каждое новое предложение имеет самостоятельную мысль, хотя в единстве все предложения составляют один текст. Среди средств здесь часто используются  синтаксические средства, например, синтаксический параллелизм, а также единство видовременных форм глаголов, вводные слова, наречия места и времени. При  данном типе связи главная информация содержится в первом предложении, а все остальные – поясняют, конкретизируют её.

Пример:

Леса  оздоровляют землю. Они  очищают её от загрязнения. Их не случайно называют лёгкими планеты.

Таковы основные теоретические сведения, которые необходимы для выполнения задания № 25.

Удачи вам!

Мельникова Вера Александровна

E-mail

Powered by Warp Theme Framework

Источник: http://poznaemvmeste.ru/index.php/ege-teoriya/102-russkij-yazyk-ege-zadanie-23-teoriya

Разбор задания №2 ЕГЭ по русскому языку

Егэ русский теория 2 задания. ЕГЭ. Как выполнять задания

Задание №2 в ЕГЭ по русскому направлено на выявление умения выпускников верно использовать различные средства связи предложений текста. Оно выполняется на основе того же текста, который был приведен в задании №1. Специально пропущенное слово, являющееся связкой — верное слово, подходящее по смыслу, учащимся и необходимо выбрать из пяти предложенных вариантов.

Во многих случаях нужное слово само «просится» на пустое место, однако для верного выполнения задания, за которое можно получить один первичный балл, нужно хорошо разбираться в средствах связи предложения.

Лексические средства связи:

  1. Повторение одного и того же слова – лексический повтор.

    Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесахпопадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

  2. Однокоренные слова.

    Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу — разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному — первый признак талантливости.

  3. Синонимы.

    В лесу мы видели лосяСохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

  4. Антонимы.

    У природы много друзейНедругов у неё значительно меньше.

  5. Описательные обороты.

    Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизнисоединила область со столицей.

Грамматические средства связи:

  1. Личные местоимения.

    А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком.

  2. Указательные местоимения (такой, тот, этот)

    Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздамиТакие звёзды бывают только осенью.

  3. Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)

    Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал.

  4. Союзы (обычно сочинительные)

    Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо.

  5. Частицы
  6. Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)

    Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко.

  7. Единство видовременных форм глаголов— использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.

    Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. 

  8. Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:

    Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь.

  9. Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.

    Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура.

Больше всего нас интересуют грамматические средства связи, а именно пункты 2, 3, 4, 5 и 6, так как обычно пропущенными являются либо вводные конструкции, либо такие части речи, как союзы, частицы, наречия.

Слова, которые наиболее часто оказываются пропущенными в тексте:

  1. кроме того – используется, чтобы дополнить и расширить приведенное раннее предложение;
  2. другими словами – применяется в том случае, когда сообщается уже известная информация, но сформулированная иначе;
  3. таким образом, следовательно, итак – слова, необходимые для подведения итога приведенным выше рассуждениям;
  4. например, так – используются, когда нужно ввести пояснение сказанного раннее;
  5. наоборот – нужно для противопоставления различной информации;
  6. во-первых, с одной стороны – отображают порядок следования аргументов;
  7. несмотря на, хотя, вопреки – применяются, когда что-то, о чем говорится в предложении, происходит вопреки приведенным раннее фактам;
  8. потому что, поскольку, дело в том, что – нужны для пояснения причин упомянутых ранее явления;
  9. поэтому, отсюда – помогают сделать вывод из сказанного выше;
  10. однако, зато, но – противопоставляют одно предложение другому;
  11. именно, ведь – используются для того чтобы подчеркнуть значение какой-то информации, уточнить ее;
  12. даже – усилительная частица;
  13. не случайно– «по этой причине».

Алгоритм выполнения задания:

  • Внимательно читаем текст.
  • Используем метод подбора – попробуем прочитать текст с каждым из предложенных вариантов и подобрать тот, который смотрится наиболее гармонично.

Алгоритм выполнения:

  • Текст повествует о законах естественного отбора, о том, что более жизнеспособные животные имеют преимущество перед более слабыми.
  • Если представить, что вместо пропуска стоят слова и сочетания слов с другой стороны, напротив, хотя, несмотря на это, которые имеют значение противопоставления, то получится, что возможность давать здоровое потомство противопоставляется приспособленности к сложившимся условиям окружающей среды. Это неверное утверждение. Напротив, последнее предложение поясняет причину предпочтения природой более жизнеспособных животных: Ведь они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

Ответ: ведь.

Егэ по русскому языку: задания № 9, № 10 и № 11

Егэ русский теория 2 задания. ЕГЭ. Как выполнять задания

Данные задания рассчитаны на знания Морфемики, Словообразования и Морфологии. В «Спецификаторе» эти темы даны под названиями:

  • Правописание приставок
  • Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-);
  • Правописание суффиксов причастий и окончаний глаголов;

Одних орфографических правил знать мало, нужны еще и более глубокие правила, чтобы понимать как то или иное орфографическое правило применить.

Что нужно знать?

  1. Части речи, в особенности Имя существительное, Имя прилагательное, Наречие, Глагол, Деепричастие, Причастие.
  2. Правила словообразования и морфемику, а именно: как выделить суффикс, основы глагола, словообразовательную цепочку и пр.

  3. Некоторые особенности синтаксисав части, касающейся наличия у причастия зависимого слова и др.

На этом основании мы делаем вывод, что лёгкие на первый взгляд вопросы могут стать неподъёмными в силу не знания экзаменуемым основных правил.

Какова специфика заданий?

Задания 9, 10, 11 являются подстановочными, потребуется расставить буквы и выбрать тот вариант, в котором даны в вариантах, при этом нужно не просто выбрать правильный вариант, а правильно еще и записать.

Задание 9

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. Пр..людия, пр..вилегия Пр..отцы, напр..лом Пред..стория, пост..инфарктный Интер..ер, суб..ект

Ра..сориться, бе..словесный

Ответ:____________________

Варианты ответов проверяют знания правил на правописание приставок:

Приставки ПРЕ- и ПРИ-

Традиционное написание приставок

Гласные Ы/И после приставок

Разделительные Ъ и Ь

Приставки на З/С

Задание 10

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ъ. Интер..ер

Ар..ергард

Батал..он В..ючное Кол..е

Ответ:____________________

Данное задание рассчитано на знание правил правописание Ъ и Ь.

Задание 11

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
Эмал..вый Милост..вый Юрод..вый Забывч..вый Рассыпч..тый

Ответ:____________________

Данное задание рассчитано на знание правописания суффиксов прилагательных.

Однако, как мы уже отмечали ранее в этих заданиях, а особенно в 10 и 11 правописание суффиксов не исчерпываются приведенными примерами. Чтобы подготовиться к выполнению данных заданий нужно хорошо разбираться в правописании суффиксов после шипящих, а также в правописаний окончаний и суффиксов глаголов, причастий и деепричастий. Ниже мы предоставляем краткий конспект тем.

Вспомогательный краткий конспект

ПРИСТАВКА

Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.

Приставка выделяется

ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ

Гласные и согласные в приставках независимо от произношения всегда пишутся одинаково. Например: подписать – подпись. есть приставка под-, но нет приставки пот-. и т.д.
Исключения составляют приставки на з(с), а также пре- и при-.

ПРИСТАВКИ НА З(С)

В приставках на з(с) (без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, через- и пр.) перед звонкими согласными и гласными пишется З, а перед глухими С. Например: разбить, разобрать, расписаться. Безводный – бесклассовый возбуждение – воспитание ВНИМАНИЕ: Иногда на стыке приставки и корня появляется удвоенные ЗЗ и СС. Например: беззаветный – бессовестный воззвание – восстание

Надо запомнить: перед корнем –чет- пишется одна С, а перед корнем –чит- пишется две буквы СС: расчет, расчесть – рассчитать, рассчитывать.

Надозапомнить: в словах низкий, низший, близсидящий пред глухими З не переходит в С, так как З входит в состав корня и не подчиняется этому правилу.
Надо запомнить: разевать, разинуть, разор, разорить всегда пишется одна З.
Надо запомнить: в слове рассориться пишется удвоенная СС (хотя рас-ссориться = приставка рас- и корень –ссор-), так как в русском языке не принято писать три одинаковые согласные подряд.
Приставка с- пишется неизменно, потому что приставки з- в русском языке нет.

Приставки ПРЕ-/ПРИ-

Написание приставок пре- и при- зависит от смысла.

Пишется ПРЕ-: 1) если можно приставку заменить словами ОЧЕНЬ или ВЕСЬМА: преинтересный – очень интересный преуспевать – весьма успевать 2) если можно заменить приставкой ПЕРЕ-: преступить – переступить Пишется ПРИ-: 1) в значении пространственной близости или смежности: прибрежный, пришкольный 2) в значении ПРИБАВЛЕНИЯ, ПРИСОЕДИНЕНИЯ, ПРИБЛИЖЕНИЯ: приделать, прибить, приклеить 3) в значении НЕПОЛНОТЫ ДЕЙСТВИЯ: приоткрыть, привстать 4) в значении доведения ДЕЙСТВИЯ ДО КОНЦА: придумать, пристукнуть 5) в значении СОВЕРШЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛЬНО В ЧЬИХ_ЛИБО ИНТЕРЕСАХ: приберечь, припрятать.

6) в значении действияСВЕРХУ ВНИЗ:

Надо запомнить:

Кроме данного правила есть еще большой список слов исключений, а также слов иностранного происхождения в которых правописание ПРЕ-/ПРИ- нужно запомнить.

ПРАВОПИСАНИЕ Ы-И В КОРНЯХ СЛОВ ПОСЛЕ ПРИСТАВОК

После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется Ы в соответствии с произношением, например:

играть – подыграть, разыграть, сыграть
искать – отыскать, подыскать, разыскать.

Надо запомнить: пединститут, Профиздат, спортинвентарь.
Надо запомнить: взимать.

После приставок МЕЖ- и СВЕРХ- пишется И: межинститутский, межимпериалистические, сверхизысканный, двухимпульсный и пр.

После иноязычных приставок ДЕЗ-, КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-, ПАН-. Например: дезинформация, контригра, постимпрессионизм, субинспектор, трансиорданский, панисламский.

СУФФИКС

Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

Суффикс обозначается острой крышечкой

Словообразовательные суффиксы – это такие суффиксы, с помощью которых образуются новые слова. Например: дом – домашний, учитель – учительская и т.д.

Словоизменительные (формообразующие) суффиксы – это такие суффиксы, с помощью которых образуются формы слов. Например: сделать – сделал (суффикс л образует прошедшее время глагола), великий – величайший ( суффикс айш образует превосходную степень прилагательного) и т.д.

Буквы е/ё/о в суффиксах после шипящих

«Пишется Ё»

1. В суффиксах глаголов –ёва-, -ёвыва- под ударением всегда пишется Ё после шипящих. Например: перекочёвывать, затушёвывать, заночёвывать и пр.

2. В суффиксах причастий –ённ- (-ён-) под ударением всегда пишется Ё после шипящих. Например: затушеванный, затушёван

3. Ё пишется в существительных и прилагательных образованных от глаголов и причастий. Например: тушёный – тушёнка, сгущённый – сгущёнка.

4. В отглагольных существительных пишется Ё. Например: корчёвка – корчевать, межёвка – межевать, рустушёвка – растушевать и пр.

«Пишется О/Е»

1. В существительных образованных от прилагательных пишется О. Например: грушовка – грушевый, ножовка – ножевой, алычовка – алычовый и пр.

2. В существительных, наречиях, полных и кратких прилагательных мужского рода под ударением пишется О. Например: слушок. дьячок, моржовый, чесучовый, горячо, княжон, смешон. Без ударения пишется Е. Например: сережек, грешен, страшен, нужен, должен, пуншевый, грушевый, неуклюже и пр.

СУФФИКСЫ ГЛАГОЛОВ

ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Изменение глаголовпо лицам и числам называется спряжением.

СПРЯГАЮТСЯ глаголы только в изъявительном наклонении в форме настоящего и будущего времени.

СУФФИКСЫ ПРИЧАСТИЙ

ПРИЧАСТИЕ – особая форма глагола, кот. обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?: читающий мальчик, читавший; читаемая книга, прочитанная.

СУФФИКСЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Суффиксы –ИВ- и –ЕВ-

Под ударением –ИВ-: красивый, игривый, льстивый

Без ударения –ЕВ-: дождевой, сиреневый, краевой

          Искл.: милостивый, юродивый.

Суффиксы –ЛИВ- и –ЧИВ-, -ЕВ

Только с И: совестливый, опрометчивый

Запомнить:гуттаперчевый (= упругое вещество, как каучук), эмалевый – образованы при помощи суф. –ЕВ-

 Суф. –ЛЕВ- и –ЧЕВ- в рус.яз. нет

Суффиксы –ИЙ-

Сущ. к// ч + ИЙ: извозчик – извозчичий, перевозчик – перевозчичий

В Им.п мягкого знака нет, а в косвенных падежах – пишется Ь:извозчичий – извозчичьего, извозчичьему

Суффиксы –ОВ- , –ОВАТ-, -ОВИТ-

Пишутся после твердых согласных (кроме Ц): деловой, беловатый, домовитый.

Под ударением после шипящих и Ц: ежовый, грошовый, перцовый

Суффиксы –ЕВ- ,–ЕВАТ- , -ЕВИТ-

Пишутся после мягких согласных, после шипящих и Ц:речевой, рыжеватый, глянцевитый

Без ударения: плюшевый, ключевой, ситцевый

Суффиксы –ОНЬК- ,–ЕНЬК –

 -ОНЬК- пишется после г, к, х: высоконький, лёгонький, сухонький

-ЕНЬК- после других согласных: зелененький, дешёвенький, тёпленький

Суффиксы –ИНСКИЙ ,–ЕНСКИЙ

Прилаг. заканчиваются на–ИНСКИЙ:

1)    от сущ. на –А, -Я, -Ы, -И: Ельня – ельнинский, Мытищи – мытищинский

2)    от сущ, от которых возможно образование притяжательных прилаг:Мария – Маиин– мариинский,сестра – сестрин – сестринский

3)    от сущ на –ИН: воин – воинский

В остальных случаях на –ЕНСКИЙ:Керчь – керченский,нищий – нищенский

Следует обратить внимание на написание:Коломна – коломенский, Крапивна – крапивенский, Ливны – ливенский, Инза – инзенский, Лопасня – лопасненский, Пенза – пензенский, Пресня – пресненский

Суффиксы –ЧАТ-, -АТ-, -АН-

Перед суф. –ЧАТ- Ц // Т :ресница – реснитчатый, черепица – черепитчатый.

Различается написание согласных перед суф. –АТ-, -АН– в прилаг. – дощатый, брусчатый

-Щ- пишется, когда обозначаемые ею звуки относятся к одной морфеме:

                                           Доска – дощ-ат-ый,          воск– вощ-ан-ой

Но:брус – брус-ок – брус-к-а – брус-ч-ат-ый (слышится бру/щ,/ атый, но писать нужно брусчатый).

СУФФИКСЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Конечно, весь материал, необходимый для подготовки к данным заданиям ЕГЭ по русскому языку, разместить в рамках статьи блога просто невозможно.

Кроме того, некоторые моменты нужно объяснять непосредственно на конкретных примерах.

Мы надеемся, что наш материал даст вектор для Вашей дальнейшей работы, и Вы проявите сознательность, сядете за учебники и подготовитесь как следует. Все в Ваших руках. Желаем Вам удачи!

У маленьких колледжей и ВУЗов есть одно неоспоримое преимущество – они всецело сосредоточены на подготовке специалистов по тем немногим направлениям, что уже есть.…

Выбрать будущую профессию не так легко, как кажется на первый взгляд. Очень часто родителям и самому ученику кажется, что нет у него никаких талантов, ничто не нравится,…

Несколько лет назад всё было намного проще – окончив школу, абитуриенты подавали документы в облюбованные ими ВУЗы и сдавали вступительные экзамены на общих основаниях.…

Источник: https://Ege-Merlin.ru/ege_po_russkomu_yazyiku_zadaniya_%E2%84%96_9,_%E2%84%96_10_i_%E2%84%96_11.html

Как двоечнику сдать часть 1 ЕГЭ по русскому

Егэ русский теория 2 задания. ЕГЭ. Как выполнять задания

Моим самым трудным учеником был 18-летний Саша, начинающий футболист, проводивший на тренировках большую часть своей жизни. Мужественный на вид, высокий и крепкий — внутри простодушный ребёнок. Во время занятий он не переставал меня удивлять.

Оттого Саша стал также и самым любимым моим подопечным. Из-за занятий спортом он посещал уроки раз в неделю, при этом уровень его русского языка едва дотягивал до двойки.

Он не знал, что такое “грамматическая основа”, а его словарный запас заморозился на уровне первого класса.

Слово “дебаты” было для него незнакомым. Я решила ему напомнить о выборах президента, но он сказал, что политика ему неинтересна. Я попросила подумать, что бы “дебаты” могли означать. После 10 минут танталовых мук (они отражались в его голубых глазах) он ответил:

— Я понял! Это дурацкое слово появилось от слова “дебошировать”! 

“Адресат” оказывался, по логике Саши, “человеком, придумывающим адреса”. А в конце предложений он не всегда ставил точки.

“Олимпийский резерв” чётко сказал, что вуз бы его устроил любой, ведь и в нём он будет появляться редко: “Просто не хочу расстраивать маму. Я ничего не запоминаю, и у меня голова не занята школой. Может, я дурак?” 

Саша научил меня закрывать глаза на условности — моей задачей было “выпустить” его из школы с тройкой, вопреки его тотальному незнанию предмета. Большинство заданий ЕГЭ я объясняла ему логически: ассоциациями, причинно-следственными связями, придумывала алгоритмы действий на экзамене.

У нас всё получилось. Он получил 55 баллов. 

Я преподаю ЕГЭ по русскому языку и литературе не один год и пришла к выводу: не стоит перегружать теорией тех, для кого выпускной экзамен не является судьбоносным.

Не стоит объяснять двоечнику, каким неповторимым может сделать текст фигура умолчания или объяснять закостенелым языком науки значение метафоры или метонимии.

На практике гораздо эффективней сказать “ненавистнику” русского, что сочинительные союзы — те, что состоят из 1–2 букв, чем заставлять его заучивать их.

Есть школьники, которые изначально знают, что родители за их обучение заплатят, есть другие, посвятившие свою жизнь спорту или танцам, третьи, например, рано вышли замуж (в свои 18 — уже домохозяйки).

Отдельная категория школьников — лентяи. По своему опыту могу сказать, что никакие рычаги влияния на них не работают. “Одержимые” свободой или непоколебимым спокойствием, они не хотят учиться и не понимают, зачем, собственно, это высшее образование им нужно.

Родители нанимают репетиторов по всем школьным предметам, плачут, кричат, стараются мотивировать ребёнка денежными вознаграждениями (конечно, всё это изначально ошибочно), взывают к здравому смыслу — всё пустое.

Но каким бы ни был школьник, какие бы цели после среднего образования он ни преследовал, сдать ЕГЭ по русскому языку и по математике ему придётся. Иначе школу не закончишь.

Я не хочу читать мораль тем, кому ЕГЭ по русскому не нужен. Может, этот мальчик с вечной тройкой по грамматике поступит в престижный технический вуз и станет прекрасным учёным, инженером или изобретателем. Ему нужно сдать русский на тройку, как и мне когда-то нужно было набрать минимальный балл на ЕГЭ по математике. 

Ползти свои 300 км, подобно герою Ди Каприо (из фильма “Выживший”. — Прим. ред.), готовы не все. Поэтому хочу не поучать, а объяснять проще.

1. Помните: в задании № 1 теста никто не просит вас читать между строк

Вам нужно выбрать два ответа, полностью перекликающихся с небольшим текстом. Предложения нужно рассматривать как два отдельных независимых друг от друга ответа. Каждый ответ должен полноценно отражать главную мысль текста. 

Не надо думать, что от вас хотят чего-то большего, чем умения сопоставлять факты!

Пример задания № 1: “В отличие от животных, человек действует не инстинктивно, а сознательно.

Он заранее определяет цель, обдумывает способ и средства для её достижения, подбирает необходимый материал, намечает последовательность операций, то есть разрабатывает проект того, что ему нужно, а проектирование — уже творчество, сознательное созидание того, чего в природе ещё не существовало. На такое действие не способно ни одно животное.” 

Разработчики теста считают, что главная информация текста содержится в предложениях:

1) Человек, в отличие от животных, действует сознательно, проявляя при этом свойственную только людям способность к творчеству.

2) Человек, разрабатывая проект того, что ему нужно, действует сознательно и творчески, что и отличает его от животного. 

Каждое предложение действительно передаёт нам ключевую информацию, но многие ученики делают ошибки в этом задании, потому как считают, что первый и второй ответы должны друг друга дополнять. 

К примеру, мой воспитанник выбрал первое предложение (и это верно), но также ещё и такой вариант ответа: 

Проектирование — это сознательное созидание того, чего в природе ещё не существовало, это творческий процесс.

Конечно, это предложение тоже верно передаёт некоторую информацию текста задания, но НЕ ВСЮ. 

Умение отсекать лишнее вам потом пригодится в вузе, поэтому учитесь выделять главную мысль даже в самых коротких текстах. Это несложно, просто нужно перестроить немного своё мышление.  

2. Выучите ударения в техсловах, которые вы редко употребляете в своей речи (их не так много, поверьте)

Если русский родной для вас, то запомнить придётся всего 20–25 слов, если, конечно, вы не социопат и не проспали все уроки. Не бойтесь, разработчики ЕГЭ уже забыли о том, что в тест можно включить слова “ворожеЯ”, “рододЕндрон” или “грЕйпфрут”. Это не 2010 год.

Если не хотите сделать “ударение” головой о стену, выучите “адский” минимум: “кровоточИть” и “кровотОчит”, “углубИть”, “слАла” и “послАла”, “заперлА”, “слИвовый”, “страхОвщик”, “свЕкла”, “симметрИя”, “красИвее”, “дОчиста”, “граффИти”, “дремОта”, “завИдно”, “избаловАть” и “избалОванный”, “исчЕрпать”, “кладовАя”, “нАчал”, “премировАть”, “тОрты” и “бАнты”, “ходАтайство”, “щавЕль”; “языкОвый” (если мы говорим об анатомии) и “языковОй” (если о речи); все слова, оканчивающиеся на “провОд” — “мусоропровОд”, “трубопровОд” и т.д. Это просто!

Не ленитесь и распечатайте сложные слова — на худой конец, попросите это сделать родителей. Повесьте на видном для вас месте: перед письменным столом на стене, на двери туалета, холодильнике или у кровати. Непроизвольно, но ваш глаз будет падать на эти, возможно, ненужные слова.

3. Сопоставляя предложения и грамматические ошибки (задание 7), помните: половина из них однотипна и не требует глубинных знаний теории

О “неправильном построении предложения с деепричастным оборотом”

А) Найдите предложение с деепричастным оборотом (это попутное действие во время действия: читая, горько плакал).

Б) Вдумайтесь в смысл прочитанного: если “попутное действие” делает неодушевлённый предмет или два описанных в предложении действия (“главное” и “попутное”) совершают разные предметы, то, скорее всего, это та самая ошибка!

Например: Поссорившись с деканом, у студента появились проблемы.

Грамматическая основа предложения — “проблемы” появились.

“Проблемы” совершают и главное действие, и “попутное”, но разве могут “проблемы” поссориться c деканом? 

Мы нашли ошибку. 

Правильно было бы сказать: У студента появились проблемы после того, как он поссорился с деканом.

В) Кстати, посмотрите, если среди вариантов ответа только одно предложение с деепричастным оборотом, то зачем вообще размышлять?  

О “неправильном построении предложения с причастным оборотом”

А)Найдите предложения с причастными оборотами (Внимание! Они могут быть и не выделены запятыми).

Б) Попробуйте задать вопрос к причастию от существительного (как у прилагательных: Какой? Какая? Какие?) — хорошо звучит? Окончание правильное? Нет? Значит, это та самая ошибка. Например:

Ошибка: В этих книгах, посвящённым самым интересным событиям и фактам в жизни человека, было необходимое.  

Проверка: В книгах (каких?) посвящённЫХ

О “несогласованном приложении”

Так уж вышло, что в 2016 году от вас требуется просто найти предложение, в котором есть имя собственное — название книги, постановки и т.д. (оно закавычено), в нём-то и скрывается ошибка. Оно должно быть в именительном падеже (если перед ним нет определения).

Правильно: он писал в романе Мастер и Маргарита”.

Неправильно: “он писал в романе Мастере и Маргарите”.

В 90% тестов в задании № 7 есть только одно предложение, где есть какое-то название в кавычках, так что вам остаётся только его найти.

О “неправильном построении предложения с косвенной речью”

А) Нужно найти предложение, в котором передана чья-то речь (3-го лица), мысль. В предложении мы найдём закавыченную выдержку чьих-то слов: Михаил говорил, что он “ненавидит учиться и работать”.

Б) Посмотрите, нет ли в найденном вами предложении местоимений 1-го лица (Я-МЫ) или (ТЫ-ВЫ), если есть, значит, здесь есть ошибка! Например:

Ошибка: Пётр говорил о том, что “у меня слипаются от усталости глаза”.

Правильно: Пётр говорил о том, что у него “слипаются от усталости глаза”.

О “неправильном употреблении падежной формы существительного с предлогом”

А) найдите предложение со словами “благодаря”, “вопреки” или “согласно”.

Такой вариант, скорее всего, будет один.

Б) Задайте от этих слов вопрос: эти предлоги всегда употребляются с Дательным падежом (Кому? Чему?)

Какой-то другой падеж? Значит, ошибка!

В) В редких случаях могут попадаться предложения с предлогом “по”. Найдите его.

Разработчики экзамена предложат вам что-то из трёх вариантов: По приезд*, по истечени* или по прибыти*. Запомните, с этими словами предлог “По” употребляется с Предложным падежом!

Правильно: по приезде, по истечении, по прибытии!

4. Эпитеты — это прилагательные, а олицетворение — глагол

Не все “средства художественной выразительности” обязательно выучивать, чтобы решить задание № 25. Стоит запомнить, что эпитеты — всегда прилагательные, и вы их точно найдёте, а олицетворение — глагол, действие, которое совершает неодушевлённый предмет! Например: вольный (эпитет) ветер поёт (олицетворение).

О “парцелляции”. Это просто предложение, которое разделили. Тем, кто вырос в нулевые, нужно просто вспомнить рекламу МТС со строками Александра Блока “Ночь. Улица. Фонарь. Аптека” и запомнить этот пример. “Парцелляция” — один из самых простых приёмов, нужно просто запомнить, как она выглядит визуально.

Знания понятий “аллегория”, “ассонанс”, “оксюморон” вам не понадобятся. Такие варианты ответов встречаются, но только чтобы вас запутать. Вы сдаёте русский язык, а не теорию литературы. 

5. Запятые никогда не появляются из ниоткуда — считайте грамматические основы

У многих школьников есть пристрастие к беспорядочной и бесконечной постановке запятых: сказочным образом подлежащее отделяется от обстоятельства, а дополнение оказывается “привинченным” к другой грамматической основе.

Хватит это терпеть! В ЕГЭ нет предложений с авторскими знаками, даже несогласованное определение встречается редко.

Считайте грамматические основы и думайте о смысле! Особенно это актуально для решения задания № 19 (в нём самая сложная пунктуация).

Перечитайте дважды, как правило, погибель заключается в постановке знаков на стыке двух союзов. Чаще всего с сочинительным союзом (“и”, “но” и т.д. Проще — союзы, состоящие из 1–2 букв) оказывается ещё и подчинительный (“длинный” — чтобы, когда и т.д.).

Нужно понять, к какому предложению в составе одного большого относятся союзы.

Например: Меня удивляло, что, когда ни позвонишь, его нет дома.

Выделите главную мысль, отбросьте обстоятельства, описания происходящего: Меня удивляло, что его нет дома

Союз “что” относится к “его нет дома”, а “когда ни позвонишь” можно выкинуть, мы не потеряем ключевой мысли автора. Если можно выкинуть, то нужно обособить. Вспоминайте принцип вводного слова — всё работает так же. Придаточное предложение не изменяет высказывания, главного факта — “лепите” запятые.  

Источник: https://life.ru/p/400424

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.