Мертвый маяковский. Почему застрелился Владимир Маяковский

Тайна гибели Маяковского

Мертвый маяковский. Почему застрелился Владимир Маяковский

14 апреля 1930 года, Москва, Лубянский проезд, рабочая комната Владимира Маяковского, звук выстрела. Споры, ушел поэт из жизни добровольно или был убит, не стихают!

Версии и факты

14 апреля 1930 г. «Красная газета» сообщила:«Сегодня в 10 часов 17 минут в своей рабочей комнате выстрелом из нагана в область сердца покончил с собой Владимир Маяковский. Прибывшая «скорая помощь» нашла его уже мертвым. В последние дни В.В.Маяковский ничем не обнаруживал душевного разлада и ничего не предвещало катастрофы».

Днем тело перевезли в квартиру поэта в Гендриковом переулке. Скульптором К.Луцким была снята посмертная маска, причем плохо – ободрал поэту лицо.

В презектуре клиники медицинского факультета МГУ патологоанатом профессор Талалай произвел вскрытие тела, а в ночь на 17 апреля состоялось перевскрытие из-за слухов о венерическом заболевании, которые не подтвердились. Потом тело было кремировано.

Как и с Есениным, самоубийство Маяковского вызвало различную реакцию и множество версий. Такой «мишенью» стала 22-летняя актриса МХАТа Вероника Полонская. Известно, что Маяковский просил ее стать женой.

И она была последним человеком, видевшим поэта живым. Но показания актрисы, соседей по квартире и данные следствия свидетельствуют, что выстрел прогремел сразу после того, как Полонская вышла.

Стрелять она не могла.

Версия, будто Маяковский в прямом смысле «лег виском на дуло» не выдерживает критики.

Мозг поэта сохранен по сей день и, как справедливо сообщили в те дни сотрудники Института мозга, «по внешнему осмотру мозг не представляет сколько-нибудь существенных отклонений от нормы».

Несколько лет назад в передаче «До и после полуночи» журналист Владимир Молчанов предположил, что на посмертной фотографии на груди погибшего следы двух выстрелов.

Эту гипотезу развеял журналист В.Скорятин, проведший расследование.

Выстрел был один, но он также считает, что в Маяковского стреляли. Конкретно – начальник секретного отдела ОГПУ Агранов, с которым поэт дружил: спрятавшись в подсобной комнате и дождавшись ухода Полонской, Агранов проникает в кабинет, убивает Владимира, оставляет предсмертное письмо и черным ходом выходит на улицу.

А затем поднимается на место происшествия как чекист.Версия занятная и почти укладывается в законы того времени. Упоминая о рубашке, бывшей на поэте в момент выстрела, он пишет: «Я осмотрел ее. И даже с помощью лупы не обнаружил следов порохового ожога. Нет на ней ничего, кроме бурого пятна крови».

Значит, рубашка сохранилась!

Рубашка поэта

Действительно, в середине 50-х Лиля Брик передала ее в Государственный музей Маяковского – реликвия хранилась в коробке и была завернута в пропитанную специальным составом бумагу. На левой стороне переда рубашки – сквозное повреждение, видна засохшая кровь. Что ни в 1930 году, ни позже не подвергалось экспертизе. А сколько было споров вокруг фотографий!

Специалист по судебно-баллистической экспертизе Э.Г.Сафронский поставил «диагноз»: «Входное пулевое огнестрельное повреждение, скорее всего, выстрел в упор».

Сафронский заметил, что тогда в СССР, 60 лет назад, подобные экспертизы не проводились.

Специалисты Федерального центра судебных экспертиз, куда передали рубашку, не будут знать о ее принадлежности поэту – для чистоты эксперимента.

Исследованию подлежит рубашка бежево-розового цвета из хлопчатобумажной ткани. Спереди на планке 4 перламутровые пуговицы. Спинка рубашки от ворота разрезана ножницами, о чем свидетельствуют уступообразные края разреза и ровные концы нитей.

Но для утверждения, что именно эта рубашка, купленная в Париже, находилась на нём в момент выстрела, недостаточно. На фотографиях тела, сделанных на месте происшествия, хорошо различимы рисунок ткани, фактура, форма и локализация пятна крови, огнестрельного повреждения.

Когда музейную рубашку сфотографировали в том же ракурсе, увеличении и провели фотосовмещение, все детали совпали.

Эксперты должны были найти на рубашке следы выстрела 60-летней давности и установить его дистанцию. А их в судебной медицине и криминалистике три: выстрел в упор, с близкого и дальнего расстояния.

Были обнаружены характерные для выстрела в упор линейные повреждения крестообразной формы (они возникают от действия отражаемых от тела газов в момент разрушения ткани снарядом), а также следы пороха, копоти и опаления как в самом повреждении, так и на прилегающих участках ткани.

Известно: при выстреле вместе с пулей вылетает раскаленное облачко, затем пуля опережает его и улетает дальше. Если стреляли с дальней дистанции, облачко не достигло объекта, если с близкой – газо-пороховая взвесь должна была осесть на рубашке. Предстояло исследовать комплекс металлов, входящих в состав оболочки пули предполагаемого патрона.

Полученные оттиски показали незначительное количество свинца в области повреждения, а меди практически не обнаружено.

Зато благодаря диффузно-контактному методу определения сурьмы удалось установить обширную зону этого вещества диаметром около 10 мм вокруг повреждения с характерной для выстрела в боковой упор топографией.

Причем секторальное отложение сурьмы говорило, что дульный срез был прижат к рубашке под углом. А интенсивная металлизация в левой части – признак произведения выстрела справа налево, почти в горизонтальной плоскости, с небольшим наклоном книзу.

Из «Заключения» экспертов:

«1. Повреждение на рубашке В.В.Маяковского является входным огнестрельным, образованным при выстреле с дистанции «боковой упор» в направлении спереди назад и несколько справа налево почти в горизонтальной плоскости.2.

Судя по особенностям повреждения, было применено короткоствольное оружие (например, пистолет) и использован маломощный патрон.3.

Небольшие размеры пропитанного кровью участка, расположенного вокруг входного огнестрельного повреждения, свидетельствуют об образовании его вследствие одномоментного выброса крови из раны, а отсутствие вертикальных потеков крови указывает на то, что сразу после получения ранения В.В.

Маяковский находился в горизонтальном положении, лежа на спине.4.

Форма и малые размеры помарок крови, расположенных ниже повреждения, и особенность их расположения по дуге свидетельствуют о том, что они возникли в результате падения мелких капель крови с небольшой высоты на рубашку в процессе перемещения вниз правой руки, обрызганной кровью, или же с оружия, находившегося в той же руке».

Можно ли так сымитировать самоубийство? Установлено, капли крови – не следы кровотечения из раны: они падали с небольшой высоты с руки или оружия. Даже если допустить, что чекист Агранов был убийцей и нанес капли крови после выстрела, скажем, из пипетки, хотя по восстановленному хронометражу событий у него на это просто не было времени, необходимо было достичь полного совпадения локализации капель крови и расположения следов сурьмы. Но реакция на сурьму была открыта лишь в 1987 году. Именно сопоставление расположения сурьмы и капель крови стало вершиной этого исследования.

Автограф смерти

Записку передали специалистам лаборатории судебно-почерковедческих экспертиз. Многие сомневались в подлинности предсмертного письма поэта, выполненного карандашом почти без знаков препинания:

Всем В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите – это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля – люби меня.

Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся Как говорят- “инцидент исперчен”, любовная лодка разбилась о быт.

Я с жизнью в расчете и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид.

Счастливо оставаться.

Владимир Маяковский. 12.IV.30 г.»

Из «Заключения» экспертов:

«Представленное письмо от имени Маяковского выполнено самим Маяковским в необычных условиях, наиболее вероятной причиной которых является психофизиологическое состояние, вызванное волнением».

Не вызвала сомнений и датировка – именно 12 апреля, за два дня до смерти – «непосредственно перед самоубийством признаки необычности были бы выражены более ярко». Так что тайна решения уйти из жизни кроется не в 14-м дне апреля, а в 12-м.

«Ваше слово, товарищ маузер»

Дело «О самоубийстве В.В.Маяковского» передали из Президентского архива в Музей поэта вместе с роковым браунингом, пулей и гильзой.

Но в протоколе осмотра места происшествия, подписанного следователем и врачом-экспертом, говорится, что он застрелился из «револьвера системы маузер, калибр 7,65, № 312045». По удостоверению у поэта было два пистолета – браунинг и байярд. И хотя «Красная газета» писала о выстреле из нагана, очевидец В.

А.Катанян упоминает маузер, а Н.Денисовский, спустя годы, браунинг, все-таки трудно представить, чтобы следователь-профессионал мог спутать браунинг с маузером.

Сотрудники Музея В.В.Маяковского обратились в Российский федеральный центр судебных экспертиз с просьбой провести исследование переданного им из Президентского архива пистолета браунинг № 268979, пули и гильзы и установить: “из этого ли оружия стрелял в себя поэт?”

Химический анализ налета в канале ствола браунинга позволил сделать вывод, что «из оружия после последней чистки выстрел не производился». Но пуля, извлеченная когда-то из тела Маяковского, действительно «является частью 7,65 мм патрона браунинга образца 1900 года».

Так в чем же дело?Экспертиза показала: «Калибр пули, количество следов, ширина, угол наклона и правосторонняя направленность следов свидетельствуют, что пуля была выстрелена из пистолета маузер модели 1914 г.

»Результаты экспериментальной стрельбы окончательно подтвердили, что «пуля 7,65 мм патрона браунинга была выпущена не из пистолета браунинг № 268979, а из маузера калибра 7,65 мм».

В 1944 году сотрудник НКГБ, «беседуя» с опальным писателем М.М.

Зощенко, спросил, считает ли он ясной причину смерти Маяковского, на что писатель достойно ответил:
«Она и дальше остается загадочной. Любопытно, что револьвер, из которого застрелился Маяковский, был ему подарен известным чекистом Аграновым».

Уж не сам ли Агранов, к которому стекались все материалы следствия, подменил оружие, приложив к делу браунинг Маяковского? Зачем? О «подарке» знали многие, к тому же маузер не был зарегистрирован за Маяковским…

Отнесемся с уважением к последней просьбе поэта: «…пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил»

_______________________________________________________________________________________________________________

Хотите ещё больше интересных статей? Подписывайтесь на Вестники России и следите за нами в своей ленте Дзена! 🙂

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/592d525be3cda8a0bf8d4b0f/5a252a85fd96b1ce8bc21395

Владимир Маяковский: Жизнь после смерти

Мертвый маяковский. Почему застрелился Владимир Маяковский

19 июля 1893 года в грузинском селе Багдати родился Владимир Маяковский – один из самых ярких представителей “Серебряного века” и ранней советской поэзии, стихи и личность которого уже больше ста лет вызывают споры и интерес все новых читателей. Soyuz.Ru предлагает вспомнить о том, как воспринималось и воспринимается творчество поэта после его смерти тогда и теперь, в России и за рубежом.

Владимир Маяковский на своей выставке «20 лет работы», 1930 год.

«Оставил Пушкин оду «Вольность»,А Гоголь натянул нам «Нос». Тургенев написал «Довольно!»,

А Маяковский — «Хорошо-с».

Эпиграмма, которую приписывают Юрию Тынянову, появилась и разошлась в народе вскоре после выхода одной из самых известных послеоктябрьских поэм Маяковского.

Путь «агитатора, горлана, главаря» вообще не был таким гладким, как принято считать: если в начале его сложно было не заметить даже на фоне пестрого Серебряного века, то ситуацию после революции достаточно точно описал Дмитрий Быков – власть Маяковского «не любит при жизни и почти мгновенно забывает после смерти». И, что грустно, касалось это не только разного рода чиновников, но и публики. Вот что пишет об одном из его последних выступлений Анатолий Мариенгоф.

«Маяковский закинул голову:

– А вот, товарищи, вы всю жизнь охать будете: “При нас-де жил гениальный поэт Маяковский, а мы, бедные, никогда не слышали, как он свои замечательные стихи читал”. И мне, товарищи, стало очень вас жаль…

Кто-то крикнул:

– Напрасно! Мы не собираемся охать.

Зал истово захохотал… А когда Маяковский произнес: “Умри, мой стих” – толстощекий студент с бородкой нагло гаркнул:

– Уже подох! Подох!»

Через пять лет после выстрела в Лубянском проезде Лилия Брик написала знаменитое письмо Сталину, в котором жаловалась на невнимание к памяти поэта: «Уже больше года ведутся разговоры об однотомнике. Матерьял давно сдан, а книга даже еще не набрана. Детские книги не переиздаются совсем. Книг Маяковского в магазинах нет. Купить их невозможно».

Именно в этом письме Владимир Владимирович назван «лучшим, талантливейшим» поэтом эпохи – формулировка, мгновенно перекочевавшая во все советские учебники. Едва ли не через несколько дней после письма Брик в столице появилась площадь Маяковского, а самого его, по слову Пастернака, «стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине».

«Послушайте!»: Поэзия Владимира Маяковского, изданная культовым независимым издательством City Lights, Сан-Франциско

Как ни странно, уважали Маяковского и на Западе: уже при жизни он был переведен на немецкий, французский, английский, польский, чешский, итальянский, испанский, литовский, латышский, китайский, японский, еврейский языки. А во время поездки во Францию поэту, припомнив недоброжелательные стихи о тогдашнем правительстве, едва не отказали во въезде: спасло его только заступничество французских коллег по ремеслу.

Пресса же предсказуемо разделилась на три лагеря: одни называли Маяковского «хулиганом от литературы» и заговорщиком, старающегося внедрить за границей большевизм, другие соотносили его поведение едва ли не с фольклором, сравнивая то с Базаровым, то с «богатырем-задирой Васькой Буслаевым».

Были и такие, что откровенно восхищались – во время поездки Маяковского по Америке в 1925 году газета “Daily Worker” поместила на своих страницах статью «Добро пожаловать, товарищ Маяковский».

Самоубийство же неожиданно вызвало в прессе не только горечь, но и поток критики: одна из австрийских газет напечатала статью «Конец Владимира Маяковского», обвиняя поэта в неискренности принятия пролетарской революции, «на службе» у которой он якобы состоял.

После войны: «Народ Маяковского не любит»

Почтовая марка СССР с изображением «талантливейшего» советского поэта В.В. Маяковского, 1955 г.

Новый всплеск интереса к поэту-выразителю советской идеологии произошел после Второй мировой войны и особенно ярко оказался выражен в Швеции.

Во второй половине 1940-х годов появляются первые переводы на шведский «Стихов о советском паспорте», в 70-е годы там вышел ряд работ, посвященных российскому футуризму и авангарду, а уже в наше время на русском языке была опубликована книга Бенгта Янгфельдта «Ставка-жизнь. Владимир Маяковский и его круг». На Родине же тем временем повсеместно насаждаемая любовь вызывала скорее противодействие.

«Народ Маяковского не любит. Интеллигенция презирает его за воспевание власти и коммунистической партии. Ну а простые люди, вопреки указанию товарища Сталина, Маяковским просто не интересовались. Не переписывали его девушки в тетрадки, не распевали мужики пьяными голосами.

Народ всегда любил другого поэта – полузапрещенного Есенина», – пишет Владимир Новиков, вспоминая спектакль по Маяковскому в Театре на Таганке.

К слову сказать, сам Маяковский своего соперника весьма ценил: какой другой поэт, услышав на свидании, что его девушка не любит Есенина, начнет наизусть читать «Черного человека»?

Плакат работы В.Корецкого с изображением Маяковского. 1950 г.

С другой стороны, репутация Маяковского-новатора, бунтаря и одного из оригинальнейших поэтов XX века не оспаривалась и не оспаривается ни сторонниками, ни противниками, а присущий его творчеству нигилизм можно рассматривать и как достоинство.

«Разрушение излишнего почтения к классикам, на мой взгляд, одно из важнейших дел, какие сделал Маяковский. Эта мертвящая почтительность давила нас и ещё продолжает давить, как могильная плита.

В этом культе литературных предков теряются иной раз всякие и всяческие масштабы», – пишет филолог Илья Бражнин. Поэтому неудивительно, что интерес к Маяковскому возникает прежде всего у ниспровергателей старых схем – неважно, идет ли речь о театре, музыке или литературе.

И знаменитые чтения у памятника в шестидесятые приобретают в этом отношении глубокий символический смысл.

Разговор с рок-музыкантом о поэзии

Источник: https://www.soyuz.ru/articles/826

Убийство Маяковского

Мертвый маяковский. Почему застрелился Владимир Маяковский

Со смертями великих русских поэтов не все так просто, как может показаться на первый взгляд. На счет гибели Есенина до сих пор существует множество споров, в то время как существуют теории, которые утверждают, что дуэль Пушкина была заказана власть имущими и Дантес лишь исполнял их волю. К Пушкину и Есенину можно прибавить еще и Владимира Маяковского.

Реконструкция событий

Как и в истории с самоубийством Сергея Есенина, казалось бы, что все вело к добровольному уходу из жизни и Владимира Маяковского. А 1930 год складывался для поэта во многом крайне неудачно.

Да и годом ранее ему отказали в визе во Францию, где он собирался обручиться с Татьяной Яковлевой. Позже он получил известия о ее скором замужестве. Полностью провалилась его выставка «20 лет работы», в которой он подводит итоги своего двадцатилетнего творчества.

Это мероприятие было проигнорировано важными государственными персонами и видными культурными деятелями того времени, а Маяковский наделся, что они удостоят его честью посетить выставку.

Многие коллеги и знакомые говорили, что он не только окончательно исписался, но и что он давно не представляет из себя «того самого» Маяковского, верного служителя революции.
Маяковский во время выставки «20 лет работы. Источник: wikipedia.org

К тому же, вместе с выставкой провалились постановка его пьесы «Баня». Да и весь этот год поэта преследовали ссоры и скандалы, отчего газеты наклеили на него ярлык «попутчик советской власти», тогда как он сам придерживался более активных позиций.

И вскоре, в утро 14 апреля 1930 года, в доме на Лубянке, где в то время работал Владимир Маяковский, было назначено свидание поэта с Вероникой Полонской. Тогда они состояли в тесных отношениях уже не один год: Маяковский желал создать с ней семью. И именно тогда он затеял с ней решительный разговор, требуя от нее развода с артистом Михаилом Яншиным.

Судя по всему, беседа закончилась для него неудачно. Затем актриса ушла и, дойдя до парадной, внезапно услышала выстрел.

Последние мгновения жизни Маяковского застала Вера Полонская

Показания свидетелей

Собственно, только Полонская из близких для Маяковского людей успела застать последние мгновения жизни поэта. Вот так она вспоминает этот роковой день: «Я спросила, не проводит ли он меня. «Нет», — сказал он, но обещал позвонить.

И ещё спросил, есть ли у меня деньги на такси. Денег у меня не было, он дал двадцать рублей… Я успела дойти до парадной двери и услышала выстрел. Заметалась, боялась вернуться. Потом вошла и увидела ещё не рассеявшийся дым от выстрела.

На груди Маяковского было небольшое кровавое пятно. Я бросилась к нему, я повторяла: «Что вы сделали?..» Он пытался приподнять голову. Потом голова упала, и он стал страшно бледнеть… Появились люди, мне кто-то сказал: «Бегите, встречайте карету «скорой помощи»».

Выбежала, встретила. Вернулась, а на лестнице мне кто-то говорит: «Поздно. Умер…».

Вероника Полонская была последней любовью Владимира Маяковского. (wikipedia.org)

Однако касательно показаний свидетелей есть один интересный момент, на который некогда указал исследователь обстоятельств гибели Валентин Скорятин.

Он обратил внимание на важную деталь, заключавшуюся в том, что все прибежавшие после выстрела, застали поэта лежащим в положении «ноги к двери», а появившиеся позже — в другом «голова к двери».

Возникает вопрос: в чем была необходимость передвигать мертвое тело поэта? Вполне возможно, что в этой суматохе кому-то понадобилось представить такую картину: в момент выстрела поэт стоял спиной к двери, вот пулевой удар в грудь изнутри комнаты и опрокинул его навзничь, головой к порогу.

А это, в свою очередь, уже напоминает акт убийства. Как бы все выглядело, если он стоял лицом к двери? Тот же удар опять-таки опрокинул бы его навзничь, но уже ногами к двери. Правда, в таком случае выстрел мог произвести не только Маяковский, но и убийца, который действовал предельно быстро.
Глава ОГПУ Агранов хотел похоронить Маяковского по-быстрому

Также не может не вызвать сомнения тот факт, как следователи пытались быстро похоронить поэта. Так, Скорятин на основе многочисленных документов уверен, что руководитель ОГПУ Яков Агранов, к слову, один из лидеров этого репрессивного органа, стремился устроить самоубийце спешные похороны, однако позже передумал, посчитав это весьма подозрительным.

Посмертная маска Маяковского

Также масла в огонь подливает замечание художника А. Давыдова касательно посмертной маски Маяковского, которая была сделана Луцким уже вечером 14 апреля 1930 года. А это дает основание утверждать, что Маяковский упал лицом вниз, а не на спину, как бывает при выстреле в самого себя.

Есть также теория, что поэт застрелился из-за того, что был болен сифилисом. Однако этот довод не имеет под собой никаких оснований, так как результаты вскрытия, проведенного некоторое время спустя, показали, что Маяковский не страдал от этого недуга.

Притом сам вердикт не был нигде опубликован, что вызвало самые разнообразные сплетни касательно здоровья поэта.

По крайней мере, в некрологе, опубликованном в газете «Правда» и подписанном другими коллегами писателя, упоминалась некая «стремительная болезнь», приведшая его к самоубийству.

Нельзя не заметить разницу между носами живого и мертвого Маяковского. (pinterest.com)

Рука ОГПУ в этом деле

Лиля Брик говорила, что Маяковский не раз думал о самоубийстве, а Осип Брик как-то раз убеждал своего товарища: «Перечитайте его стихи, и вы убедитесь, как часто он говорит… о своем неизбежном самоубийстве».

Стоит отметить, что следствием занимались в самых высоких инстанциях. Изначально за это взялся упомянутый выше Яков Агранов, а потом И. Сырцов. Расследование тогда полностью именовалось как «Уголовное дело № 02−29, 1930 года, народного следователя 2 уч.

Баум. района г. Москвы И. Сырцова о самоубийстве В. В. Маяковского». И уже 14 апреля Сырцев, после допроса Полонской на Лубянке, заявил: «Самоубийство вызвано причинами личного порядка». И это сообщение было опубликовано на следующий день в советских газетах.

Официально самоубийство Маяковского вызвано причинами личного порядка
Маяковский очень дорожил дружбой с Бриками. (wikipedia.org)

Когда Маяковский погиб, то Брики в это время были за границей.

И потому Валентин Скорятин, работая с многочисленным материалами и документами, выдвинул версию, что Брики специально покинули своего друга в феврале 1930 года, так как знали, что будет скоро непременно убит.

А по утверждению Скорятина, Брики могли быть причастны к таким организациям, как ЧК и ОГПУ. У них даже имелись свои номера чекистских удостоверений: 15073 у Лили, а у Осипа — 25541.

А необходимость в том, чтобы убить поэта, строилась на том, что Маяковский порядком надоел советским властям. В последние годы жизни поэта все чаще появлялись ноты недовольства и нескрываемого разочарования.

Вместе с этим выстрел никак не могла совершить Вероника Полонская, потому что по показаниям актрисы и соседей, выстрел прогремел сразу после того, как она покинула помещение. Поэтому все с нее можно снять все подозрения. Имя убийцы Маяковского, если убийство все-таки имело место быть, неизвестно.

Маяковский слыл одним из главных союзников Октябрьской революции 1917 года.

Источник: wikipedia.org

Странная записка

Нельзя не обратить внимание на предсмертную записку, которую оставил Владимир Маяковский. Будет уместно привести ее текст в полном виде: «Всем В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.

Мама, сестры и товарищи, простите, — это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля — люби меня. Товарищ правительство, моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.

Как говорят — «инцидент исперчен», любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете, и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид, Счастливо оставаться. Владимир Маяковский. Товарищи Вапповцы, не считайте меня малодушным. Серьезно — ничего не поделаешь. Привет.

Ермилову скажите, что жаль — снял лозунг, надо бы доругаться. В. М. В столе у меня 2000 руб. внесите в налог. Остальное получите с Гиза.”

Казалось бы, трогательное на первый вид предсмертное письмо, прямо указывает на то, что Маяковский планировал самоубийство заранее. Этот тезис подкрепляется тем, что записка датирована 12 апреля.

Но возникает вопрос: почему, готовясь к решающему разговору с Вероникой Полонской, Маяковский заранее, 12 апреля, предопределяет исход еще не состоявшегося с нею разговора — «любовная лодка разбилась…», как он пишет? Нельзя также не обратить внимания на то, чем именно написаны эти строки. А они были начерканы карандашом.

Маяковский в рабочем процессе. Фотография 1930 год. (pinterest.com)

Дело в том, что авторский почерк удобнее всего подделать карандашом. А само предсмертное письмо Маяковского долгое время хранилось в секретных архивах ОГПУ.

Товарищи Маяковского, Ходасевич и Эйзенштейн, ссылаясь на оскорбительный тон по отношению к матери и сестре, заявляли, что Маяковский написать что-то такое в подобном духе никак не мог.

Так можно предположить, что записка была не более, чем фальшивкой, составленной в органах ОГПУ и призванной всех убедить этим в качестве основного доказательства самоубийства Маяковского.

Причем сама записка никак не упоминается в протоколе с места происшествия. Она фигурирует лишь в итоговом заключении дела, где следует, что письмо написано «в необычных условиях» в состоянии, «вызванное волнением». На этом история записки не заканчивается: Валентин Скорятин полагает, что датировка 12 апреля объясняется достаточно просто.

По его мнению, в тот день убийство Маяковского сорвалось, и потому эту фальсификацию приберегли на следующий раз. И этот «следующий раз» выпал на утро 14 апреля 1930 года. Смерть Маяковского была подобно грому среди ясного неба. Брики немедленно вернулись из своего путешествия по Европе.

Смерть поэта стала большим ударом для всех его друзей и близких. И сейчас принято считать, что Владимир Маяковский добровольно ушел из жизни, хотя некоторые исследователи этого дела твердо убеждены, что его намеренно «убрали». Некоторое время спустя Иосиф Сталин назовет его лучшим поэтом Советского Союза.

А Полонская стала последним близким человеком Маяковского. Именно с ней поэт провел последние мгновения жизни.

Массовые выступления начались после «кровавого воскресенья» 22 января 1905-го, когда царские войска расстреляли мирную демонстрацию рабочих в Санкт-Петербурге.

Нашли ошибку или опечатку ?
Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter Open modal

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62623 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.07.2015 При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Дилетант» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Дилетант» — diletant.media. Разработанно в notamedia

Главный редактор: Снежана Петрова

Источник: https://diletant.media/articles/26909577/

Как умер Маяковский: последние дни жизни и самоубийство поэта – Вечная Память

Мертвый маяковский. Почему застрелился Владимир Маяковский

Поэт Владимир Маяковский застрелился 14 апреля 1930 года после разговора со своей возлюбленной Вероникой Полонской. Двумя днями ранее составил записку с коротким завещанием. Об истинных причинах поступка Маяковского можно только догадываться, изучая его последние годы жизни.

14 апреля 1930 г – в эту дату произошло самоубийство Маяковского. Поэт покончил собой в возрасте 37-ми лет. Любимец народа и советской власти застрелился в квартире на Лубянке. Что подвигло его на такой поступок?

День смерти

В день смерти Владимир Маяковский получил очередной отказ от возлюбленной Вероники Полонской. Длительное время он настаивал на том, чтобы та ушла от мужа, но девушка отказывалась, приводя нелепые отговорки.

Одна из основных версий самоубийства поэта заключается именно в неудаче любовных отношений. По словам Вероники, едва она вышла из комнаты, сказав, что не хочет разводиться, прозвучал роковой выстрел.

Восстановить последовательность действий того дня можно со слов прямого очевидца событий, Вероники Полонской. Она вспоминала следующее: «Владимир заехал за мной на такси в 8:30 утра. Выглядел он очень плохо. В половине второго я должна ехать на Лубянку, там у меня репетиция с Немировичем-Данченко.

Он выругался и сказал, что не отпустит меня из комнаты. Потом сел на пол и заплакал. Я говорила, что люблю его, но не брошу театр, пообещала поговорить с Яншиным. Владимир забегал по комнате, несколько раз подходил к календарю и письменному столу. Потом сказал, чтобы я шла.

Дав мне 20 рублей на такси, закрыл дверь.

Я прошла несколько шагов по коридору и услышала звук выстрела. На ватных ногах вбежала в комнату, Владимир был ещё жив, он лежал на ковре и смотрел на меня пытаясь поднять голову и что-то сказать. Но глаза уже были неживые…».

Такими словами описывает происходящее утром 14 апреля Вероника Витольдовна Полонская, женщина, которая видела Маяковского живым последней.

Предсмертная записка

Из приведённых строк предсмертной записки понятно, что автор просит «не сплетничать». Тем не менее, тема одной из сильнейших загадок его жизни постоянно становится предметом разговоров и спекуляций.

Смерть Маяковского можно назвать обдуманным поступком, так как послание к людям было написано за 2 дня до того как он застрелился. Таким образом, машинальным действием, последующим в результате всплеска эмоций после полученного ответа, его поступок назвать нельзя.

Экспертиза почерка была проведена лишь в 1990 г. Она показала, что строки написаны самим поэтом.

Прощание с Владимиром Маяковским

Гроб с телом застрелившегося Владимира Маяковского находился в зале клуба писателей. За 3 дня прощания мимо него прошло более 150 000 человек. На снимках, сделанных Ильёй Ильфом, можно определить некоторые знаменитые личности:

  • Валентин Катаев;
  • Иосиф Уткин;
  • Михаил Булгаков;
  • Юрий Олеша.

Тело погибшего поэта везли по улицам на открытом бронированном грузовике. Факт того, что при жизни он был твёрдым человеком, решили подтвердить в процессе прощания. Цветы и венки отсутствовали, единственным украшением был металлический венок, собранный из молотов, маховиков и винтов. Особое внимание привлекала надпись: «Железному поэту – железный венок».

Похороны

При жизни поэт просил похоронить его так, как он хочет: кремировать и развеять прах на ветру. Частично просьба была исполнена, тело сожгли в крематории неподалёку от Донского монастыря, но прах сложили в урну и оставили на захоронение в колумбарий Нового Донского кладбища.

Полноценное захоронение праха в землю было произведено лишь 22 мая 1952 г. На этом настояли Лиля Брик и старшая сестра Владимира Людмила. Найти могилу Маяковского можно на Новодевичьем кладбище.

Перед кремацией мозг поэта был извлечён и отправлен на исследование в Институт Мозга.

Последний год жизни

1930 г. был не слишком успешным. На протяжении длительного времени в биографии встречались неприятные инциденты, негативно влияющие на самочувствие и душевное состояние. Из наиболее серьёзных факторов, которые вполне могут расцениваться, как причина смерти Маяковского, можно отметить несколько:

  • Проблемы на личном фронте. Нескладывающиеся отношения с Вероникой Полонской и разлад с Лилей Брик.
  • Жесткая критика последних лет. Газеты уверяли, что автор «исписался», называя антисоветским писателем. На последней встрече с читателями в его адрес было произнесено много нелестных отзывов. Происходило это 12 апреля, в день написания предсмертной записки.
  • Проблемы со здоровьем, отвлекающие писателя от творческой работы. Существует мнение, что Маяковский из-за беспорядочных связей с женщинами заболел венерической болезнью, которая стала причиной самоубийства. Однако, историки отвергают версию из-за того, что отсутствует документальное доказательство.
  • Ещё один вариант – убийство, выполненное из-за его бунтарского нрава. Органы власти просто побоялись, что рано или поздно Маяковский изменит свои идеологические взгляды, и может стать опасным противником. Данный факт был опровергнут после криминалистической экспертизы, доказавшей, что поэт застрелился сам.

У Маяковского всегда были пистолеты – поэт отличался страстью к оружию. У него было разрешение на Velo-Dog (карманный револьвер), Mauser, Bayard и Browning.

Лиля Брик как-то сказала, что Владимир обязательно однажды покончит с собой, такой уж у него характер. В результате так и произошло. Оружием, из которого застрелился Маяковский, стал маузер. Его нашли рядом с телом.

Впоследствии пистолет пропал, как и гильза, и пуля от него.

Отношения с Вероникой Полонской

Отношения с несвободными женщинами можно назвать злым роком, преследовавшем поэта на протяжении всей короткой жизни. Лиля Брик, Татьяна Яковлева, Вероника Полонская – ни одна из них не принадлежала ему полностью.

В момент знакомства автору было 36, артистке МХАТа 21. В тот миг она являлась дебютанткой в кино, снимаясь в фильме Лили Брик и В. Жемчужного «Стеклянный глаз».

Между ними моментально разгорелся роман, накал которого был таким, что юная девушка иногда не могла справиться с нахлынувшими эмоциями.

Однако ничего хорошего он не предвещал: постоянно взбудораженный на грани нервного срыва Владимир мучил её ревностью и требованием уйти от мужа.

Вероника боялась этого поступка, так как стабильная жизнь с хорошим актёром Михаилом Яншиным прельщала её больше, чем искромётный роман с Маяковским, у которого совершенно ничего не было.

Неустройство личной жизни

Нестабильность в личной жизни и потеря взаимопонимания с Вероникой вполне могут расцениваться как очередная версия подтолкнувших к самоубийству обстоятельств.

На протяжении своей жизни, Владимир влюблялся много раз. Индивидуальность характера заключалась в том, что развитие романов происходило стремительно.

Продолжение могло растянуться на 1 – 2 месяца или на несколько лет. Однако законной избранницей не стала ни одна:

  • Лиля Лавинская – мать внебрачного сына, скульптора Глеба-Никиты Лавинского;
  • Лиля Брик – муза, поддерживающая его на протяжении всей жизни;
  • Элли Джонс (Элизабет Зиберт) – русская эмигрантка, мать дочери поэта Элен-Патрисии;
  • Софья Шамардина и Наталья Брюханенко до самой смерти поддерживали дружеские отношения с Лилей Брик;
  • Татьяна Яковлева (русская эмигрантка) – проживала в Париже, к ней Владимир пытался уехать в конце 1929 г, но из-за проблем с визой у него не получилось это сделать;
  • Вероника Полонская – последняя муза автора.

Стремительный уход из жизни привёл весь советский бомонд того времени в такое замешательство, что это отобразился в некоторых произведениях.

Например, Ильф описывал приключения Бендера, попавшего на похороны Маяковского, испрашивающего у полицейского: «Почему такой беспорядок?». И получил ответ: «Так великого поэта хороним.

Редко бывает, но теперь будем знать». Здесь не учтено единственное – великие поэты появляются 1 раз в 100 лет.

Источник: https://aeternamemoria.ru/poet/vladimir-mayakovskiy/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.