Районная олимпиада по биологии 10

Олимпиада по биологии 10 класс, задания с ответами

Районная олимпиада по биологии 10

Программа курса биологии для 10 класса посвящена знакомству с основами цитологии, более подробному рассмотрению клетки, как элементарной единицы всего живого.

Для того чтобы подготовиться к олимпиаде по биологии десятиклассникам нужно уделить внимание теоретическому повторению и обобщению именно этих разделов.

Однако, кроме этого среди олимпиадных заданий встречаются занимательные задачи, для решения которых понадобятся знания, полученные ранее, а также способности к логическому мышлению.

На этой странице мы приготовили тренировочный комплект заданий олимпиады по биологии для 10 класса. Вы можете использовать его на уроке, посвященному подготовке к олимпиаде или выдать учащимся для домашней подготовки. Комплект заданий состоит из тестов и открытых вопросов. Ко всем заданиям даны ответы и записаны примеры решений.

1. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?А) клеточныйБ) популяционно-видовойВ) биогеоценотический

Г) биосферный

2. О единстве органического мира свидетельствуетА) наличие ядра в клетках живых организмовБ) клеточное строение организмов всех царствА) объединение организмов всех царств в систематические группы

Г) разнообразие организмов, населяющих Землю

3. Какая структура клетки изображена на рисунке?А) эндоплазматическая сетьБ) плазматическая мембранаВ) комплекс Гольджи

Г) вакуоль

4. Хроматиды – этоА) две цепи одной молекулы ДНКБ) кольцевые молекулы ДНКВ) участки хромосомы в неделящейся клетке
Г) две субъединицы хромосомы делящейся клетки

5. Наибольшее количество крахмала человек потребляет, используя в пищуА) листья салата и укропаБ) растительное и сливочное маслоВ) хлеб и картофель

Г) мясо и рыбу

6. Рефлекторная дуга заканчиваетсяА) исполнительным органомБ) чувствительным нейрономВ) вставочным нейроном

Г) рецептором

7. Совокупность внешних признаков особей относят к критерию видаА) географическомуБ) генетическомуВ) экологическому

Г) морфологическому

8. Пример внутривидовой борьбы за существование −А) соперничество самцов из-за самкиБ) “борьба с засухой” растений пустыниА) сражение хищника с жертвой

Г) поедание птицами плодов и семян

9. Опорную функцию в организме человека выполняет тканьА) соединительнаяБ) мышечнаяВ) эпителиальная

Г) нервная

10. Грибы опята, питающиеся мертвыми органическими остатками пней, поваленных деревьев, относят к группеА) паразитовБ) сапротрофовВ) автотрофов

Г) симбионтов

Открытые вопросы

Вопрос 1
В чем проявляются особенности биосферы как живой оболочки Земли?

Вопрос 2
В чем сходство и различие плодов растений семейств Мотыльковые (Бобовые) и Крестоцветные (Капустные).

Вопрос 3
Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?

Вопрос 4
Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?

Вопрос 5
В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных.

Ответы на тесты

Тестовое задание№ 1№ 2№ 3№ 4№ 5
ОтветАББВГ
Тестовое задание№ 6№ 7№ 8№ 9№ 10
ОтветАГААБ

Ответы на открытые вопросы

Ответ на вопрос 1:— в биосфере протекают биогеохимические процессы, проявляется геологическая деятельность всех организмов;— в биосфере происходит непрерывный биогенный круговорот веществ, регулируемый деятельностью организмов;

— биосфера преобразует энергию Солнца в энергию органических веществ.

Ответ на вопрос 2:Различие: Мотыльковые (Бобовые) имеют плод боб, а Крестоцветные (Капустные) — стручок; семена внутри боба лежат на створках, а в стручке — на пленчатой перегородке;

Сходство: боб и стручок — сухие многосеменные вскрывающиеся плоды; В — различие:

Ответ на вопрос 3:— корневая система растений глубоко проникает в почву, достает до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы;— у некоторых растений вода во время засухи запасается в листьях, стеблях и других органах;

— листья покрыты восковым налетом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.

Ответ на вопрос 4:
Быстрое изменение давления при взлёте или посадке самолёта вызывает неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше. Глотательные движения улучшают доступ воздуха к слуховой (евстахиевой) трубе, через которую давление в полости среднего уха выравнивается с давлением в окружающей среде.

Ответ на вопрос 5:
Вначале численность куриных возросла, так как были уничтожены их враги (естественно регулирующие численность). Затем численность куриных сократилась из-за нехватки корма. Возросло число больных и ослабленных особей из-за распространения болезней и отсутствия хищников, что тоже повлияло на снижение численности куриных.
29/04/2015 , автор: Валерия Токарева

Поделись с коллегами:

Источник: http://ruolimpiada.ru/olimpiada-po-biologii-10-klass-zadaniya/

Фламинго-НН

Районная олимпиада по биологии 10
0

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Министерство образования и науки Нижегородской области

Тест муниципальной олимпиады школьников по биологии 2015 г.

10 класс

Тест состоит из теоретической и «практической» частей.  На его выполнение отводится 180 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого легкого. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Теоретическая часть – I

Часть I состоит из 25 заданий (№№1-25). К каждому заданию дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ. Если Вам кажутся верными несколько ответов, выберите самый полный из них. В бланке ответов под номером задания поставьте цифру, соответствующую порядковому номеру правильного ответа.

1. Среди российских ученых впервые показал, что психическая деятельность человека основана на рефлексах

        1) И.М.Сеченов        2) Н.И.Пирогов      3) И.П.Павлов     4) А.А.Ухтомский

2. На биоценотическом уровне организации живого происходят взаимоотношения

1) в стаде газелей                       2) между зайцами и волками 

3) в прайде львов                       4) между пингвинами и белыми медведями

3. У животных запасающая функция характерна для 

1) углеводов и белков            2) воды и белков       3) углеводов и липидов       4) липидов и воды   

4. Нуклеиновые кислоты ОТСУТСТВУЮТ в

     1) митохондриях             2) рибосомах             3) лизосомах             4) хлоропластах

5. Число центриолей в клетках палисадной паренхимы листа берёзы равно

        1) 0                              2) 1                     3) 2                           4) 3

6. Гликокаликс – это наружная структура клеток

       1) растений                   2) животных                     3) грибов                     4) бактерий

7.  Двумембранный органоид, содержащий окислительно-восстановительные ферменты – это

      1) рибосома                   2) лизосома             3) митохондрия                 4) хлоропласт

8. Найдите аналогию:

Митохондрия : матрикс = хлоропласт : ?

      1) кристы       2) граны     3) тилакоиды      4) строма

9. Если молекула и-РНК состоит из 96 нуклеотидов, то  количество кодонов в ней равно

1) 96                                         2) 48                                                   3) 32                           4) 0

10. В ходе  фотосинтеза НЕ ОБРАЗУЕТСЯ

1) кислород                  2) АТФ                                              3) НАДФ×Н2                    4) крахмал

11.  Для увеличения эффективности фотосинтеза сельскохозяйственных растений необходимо вносить микроудобрения, содержащие

1) железо и магний                                          2) магний и марганец     

3) марганец и хлор                                           4) хлор и железо

12. Генетический биологический код является 

1) диплетным,  универсальным для всех существ

2) диплетным, уникальным для каждого существа

3) триплетным, универсальным для всех существ

4) триплетным, уникальным для каждого существа

13. В профазе II мейоза число  хроматид  в каждой клетке человека равно

1) 23                           2) 46                           3)  92               4) 184

14. Хемосинтез как способ питания имеется у

           1) клубеньковых бактерий  2) водородобактерий 3) цианобактерий  4) гнилостных  бактерий

 15. Во втором поколении (F 2) моногибридного скрещивания при неполном доминировании  наблюдается расщепление по фенотипу:

1) 3:1               2) 1:2:1                       3) 1:1                     4) 9:3:3:1

16. Бактерия кишечная палочка, синтезирующая человеческий белок интерферон, получена методами

1) гетерозиса       2) полиплоидии      3) генной инженерии         4) клеточной инженерии

17. Основным источником заражения человека печеночным сосальщиком является

1) недостаточная чистота рук            2) питье из грязных водоемов

3) питье сырого молока                     4) употребление недостаточно проваренного мяса

18. Найдите аналогию:  

Нервная система: Кишечнополостные = Половая система   : ?

1) Плоские черви        2) Круглые черви    3) Кольчатые черви     4) Моллюски

19. Бражник и краб пальмовый вор  относятся к

1) разным  типам                                         2) разным классам одного типа    

3) разным отрядам одного класса              4) одному отряду

20. Характерным признаком всех  хордовых является нервная система в виде

1) брюшной цепочки                                      2) трубки

3) спинного и головного мозга                    4) нескольких стволов

21. В процессе эволюции трехкамерное сердце впервые появилось у

1) рыб                2) земноводных              3) пресмыкающихся                   4) птиц

22. Окапи и валлаби относятся к

1) разным  классам                                                      2) разным подклассам одного класса

 3) разным отрядам одного подкласса                    4) одному отряду

23.  Белок кератин активно образуют клетки … ткани человека.

1) эпителиальной       2) мышечной         3) соединительной                   4) нервной

24. Найдите аналогию:

   Дыхательные пути : мерцательный =  почечные канальцы?

  1. плоский             2) цилиндрический         3) кубический             4) секреторный

25. Человека со всеми плацентарными млекопитающими объединяет наличие

1) конечностей хватательного типа              2) бинокулярного зрения

3) трех косточек в среднем ухе                     4) ключиц 

Теоретическая часть – II

Часть II состоит из 10 заданий (№№ 26-35). К каждому заданию дано несколько ответов, из которых два являются верными. Выберите их и поставьте цифры, соответствующие порядковым номерам правильных ответов в бланке ответов под номером задания.

26.  Для растений семейства Пасленовые характерны признаки:  

      1) плод – коробочка или ягода      2) жизненные формы: деревья    

       3) формула       цветка­Ч(5)Л1,2(2)Т(4+5),1П1             4) формула цветка *Ч(5)Л(5)Т5П1  

               5)  мочковатая корневая система

27. К моносахаридам относятся

        1) рибоза        2) сахароза      3) мальтоза      4) лактоза     5) дезоксирибоза

28.  Примерами  катаболизма являются

       1) репликация       2) дыхание     3) гликолиз     4) транскрипция        5) трансляция

29.  Онтогенез с метаморфозом характерен для

       1) плоских червей класса Ресничные         2) плоских червей класса Сосальщики

       3) плоских червей класса Ленточные        4) кольчатых червей класса Пиявки

       5) кольчатых червей класса Малощетинковые

30. Для  мохообразных растений характерно наличие

       1) диплоидного    гаметофита       2) диплоидного спорофита          3) гаплоидного спорофита  

        4) гаплоидного гаметофита                    5) проводящих тканей

31. Авторами биогенетического закона считаются

       1) К.Бэр      2) Э.Геккель       3)  К.Геснер               4) Ф.Мюллер      5) Ф.Меркель

32. В браке здорового мужчины и женщины-дальтоника будет

       1) 50% дочерей – здоровы      2) 50% дочерей – дальтоники 3) 50% сыновей  – дальтоники

      4) 100% сыновей  – дальтоники   5) 100% дочерей  – носительницы гена дальтонизма

33. Близкородственное скрещивание у животных

            1) называется инцухт                                           2) повышает гомозиготность потомства

            3) повышает гетерозиготность потомства            4) дает потомство  с эффектом гетерозиса

            5) дает потомство  с пониженной жизнеспособностью

       1) сердца   2) позвоночника    3) головного мозга 4) целома    5) замкнутой кровеносной системы 

 35. Из эктодермы в онтогенезе образуются

       1) эпидермис     2) хорда      3) мозжечок     4) хрящи       5) кишечный эпителий

Теоретическая часть – III

Часть III состоит из 5 заданий (№№36-40). Ответ (1 или 2 слова или последовательность цифр или формула) запишите на бланке заданий рядом с номером задания.

36.  Незаторможенные участки в коре полушарий спящего человека – это … пункты.

37. У двудольных цветковых растений между лубом и древесиной лежит….

38. Мужской гаметофит у покрытосеменных растений – это …

39. Найдите аналогию:

Плазма : фибриноген = тромб : ?

40. Найдите аналогию:

Вишня : костянка   =   одуванчик : ?

Теоретическая часть – IV

Часть IV состоит из 3 заданий (№№ 41-43). В заданиях установите соответствие и запишите ответ на бланке заданий рядом с номером задания в виде последовательности цифр и букв, например, 1АВ 2ГД 3Б 

    41. Найдите соответствие:

Явления

Процессы

1. Световая фаза фотосинтеза

А. Синтез и-РНК

2. Подготовительный этап

энергетического обмена

Б. Синтез АТФ

3. Биосинтез белка

В. Транспорт аминоацил-т-РНК к рибосоме

Г. Гидролиз белков до аминокислот

Д. Синтез НАДФ Н2

42. Найдите соответствие:

Тип строения органоидов

 Органоиды

  1. Немембранные
  2. Одномембранные
  3. Двумембранные

А. Ядро

Б. Рибосома

В. Лизосома

Г. Центриоль

Д. Пероксисома

     43. Найдите соответствие:

Эндокринная железа

Функция выделяемых гормонов

1. Гипофиз

А. Контроль водного баланса

2. Надпочечники

Б. Стимуляция сердечнососудистой системы

3. Щитовидная железа

В. Повышение интенсивности обмена веществ

Г. Обмен углеводов, жиров и минеральных веществ

Д. Влияние на выработку гормонов другими железами

«Практическая» часть

«Практическая» часть состоит из 15 заданий (№№44- 58). Ответ (1 или 2 слова или 1,2 цифры) запишите на бланке заданий рядом с номером задания.

44. На рисунке (срез стебля растения)  цифрой 1 обозначена …ткань.

45. На рисунке цифрой 2 обозначена …

46. На рисунке цифрой 3 обозначен …

47. На рисунке цифрой 3 обозначена …ткань.

48. На рисунке цифрой 4 обозначена ….

49. На рисунке цифрой 5 обозначена ….

50. Структура, обозначенная цифрой 2, содержит проводящие элементы, которые называются …

51. Структура, обозначенная цифрой 4, содержит проводящие элементы, которые называются …

52. Органические вещества передвигаются по части стебля, обозначенного цифрой …

53. Неорганические вещества передвигаются по части стебля, обозначенного цифрой …

54. На рисунке изображен стебель растения, относящегося к классу …

55. Буквой А на рисунке обозначена … костная ткань.

56.  Буквой Б на рисунке обозначена … костная ткань.

57. Буквой В на рисунке обозначена …

58. Буквой Г на рисунке обозначен …

Источник: http://flamingo-nn.ucoz.com/load/olimpiady/biologija/rajonnyj_ehtap_10_klass_2016_god/14-1-0-198

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.