Роль социальной установки в структуре личности. Социальная установка: структура, функции, измерение

Социальные установки в психологии

Роль социальной установки в структуре личности. Социальная установка: структура, функции, измерение

Определение 1

Социальная установка – это предрасположенность человека определенным образом что-то воспринимать и действовать каким-то определенным способом.

Говоря другими словами, та или иная установка побуждает человека к деятельности. Социальные установки дают возможность понять, как усвоенный личностью социальный опыт проявляет себя в действиях и поступках этой личности.

По мнению Д. Узнадзе социальные установки являются динамическим состоянием готовности личности к какой-то активности. Он считал, что установки являются показателем возможных направлений деятельности и, зная их, можно прогнозировать действия человека.

Понятие социальной установки на обычном бытовом уровне очень близко к понятию «убеждение». Формирование установок происходит под влиянием других людей, прочными они становятся к 20-30 годам и меняются с большим трудом. Формируются они и на основе личного опыта при часто повторяющихся ситуациях.

Установки являются чувствами или убеждениями и оказывают большое влияние на реакции человека. Например, если человек убежден, что ему грозит опасность со стороны другого человека, то понятно, что возникает чувство неприязни, а значит и действия в отношении этого человека будут недружелюбными. Однако думать и чувствовать – это одно, а реальное поведение совсем другое.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Деятельность регулируется установками на трех иерархических уровнях:

  • смысловом,
  • целевом,
  • операциональном.

Смысловой уровень установки определяет отношение личности к объектам, которые для человека имеют личностное значение. Целевые установки связаны с конкретными действиями и желанием человека довести начатое дело до конца. Операциональный уровень установки обуславливает принятие решения в конкретной ситуации.

Социальные установки в западной психологии обозначаются понятием «аттитюд». Впервые это понятие в социальную психологию было введено в 1918 г У. Томасом и Ф. Знанецким. Этот термин определялся специалистами как психологическое переживание индивидом ценности, смысла, значения социального объекта.

Социальным объектом могут выступать отдельные личности, группы, организации, социальные нормы, социальные институты и др.

Определение 2

Аттитюд – это определенное состояние сознания и нервной системы. Это состояние выражает готовность к реакции, оказывает влияние на поведение.

Психологи установили зависимость аттитюда от предшествующего опыта индивида и его регулятивную роль в поведении.

Аттитюды имеют свои функции:

  • адаптивную или приспособительную функцию, при которой аттитюд направляет субъекта к объектам, являющимся целями достижения;
  • функцию знания – упрощенное указание аттитюда относительно способа поведения в отношении конкретного объекта;
  • функцию выражения или функцию саморегуляции – аттитюд выступает как средство выражения себя как личности, освобождение субъекта от внутреннего напряжения;
  • функцию защиты при которой аттитюд помогает личности разрешить внутренний конфликт.

Аттитюд имеет трехкомпонентную структуру, которая была определена в 1942 г. М. Смитом. Структура аттитюда включает когнитивный компонент, аффективный компонент, поведенческий компонент.

Установки и ролевое поведение

Частью процесса социализации личности является освоение социальных ролей, что является обязательным условием для «врастания» индивида в общество.

Определение 3

Социальная роль – это способ поведения людей в зависимости от занимаемого ими положения, соответствующий принятым нормам.

Любой человек за время своей жизни входит в ту или иную социальную группу, где занимает определенное положение и к нему предъявляются определенные ожидания. В каждой группе человек должен вести себя в соответствии с требованиями группы, т.е. выступать в разных ролях.

Замечание 1

Социальная роль – это своеобразный устойчивый шаблон поведения для определенного статуса, который отвечает на вопрос – кто этот человек, какие у него права и обязанности.

Положение в обществе определяет только один статус – главный или интегральный.

Когда человек усваивает свою социальную роль, он усваивает и социальный стандарт поведения, и, как бы со стороны, учится оценивать себя, осуществлять самоконтроль. На самосознание человека, на его личность каждая социальная роль накладывает свой отпечаток, для исполнения которой человек мобилизует ресурсы своего организма и психики.

При выполнении роли, не соответствующей индивидуальному «Я», может возникнуть внутриличностный конфликт.

Внутриличностные конфликты могут быть следующие:

  • возможности собственного «Я» ниже возможностей социальной «роли»;
  • социальная роль ниже возможностей «Я» и является для человека недостойной и унизительной

Осваивать ту или иную роль человека побуждают в основном внутренние мотивы, потребности, желания.

Социальные роли, выполняемые человеком в реальной жизни, могут иметь противоречивые требования, а для того, чтобы сохранить целостность своего «Я», возникает необходимость в каком-то механизме.

Этим механизмом является функциональный орган и сама личность, позволяющая интегрировать свое «Я», осуществлять нравственную оценку своих поступков, отказываться от одного в пользу другого. Ролевое поведение развитая личность может использовать как инструмент адаптации к той или иной социальной ситуации.

Социальная роль – это проявление внешнего «Я», а существует ещё внутреннее «Я». Внешнее поведение может быть образцовым, сам человек – законопослушным гражданином, а в своем внутреннем мире это может быть бунтарь.

Исходя из социального статуса и его требований, ролевое поведение человека детерминирует главным образом социальное «Я», демонстративное «Я», также ожидаемое другими, отраженное «Я» и реальное «Я» личности.

Социальные роли, исполняемые человеком, закрепляют у него соответствующие шаблоны поведения, мнения, взгляды, отношения, установки, оказывают большое влияние на стиль речи, одежду, образ жизни.

При изменении социальных ролей может произойти изменение поведения, взглядов, ценностей, установок личности.

Изменение социальных установок

Установки личности в процессе общения, социального взаимодействия могут изменяться. Причина этого заключается в том, что в процессе общения всегда есть элемент влияния на другого человека, есть попытка изменить его установки. Установки образуют систему, они связаны между собой, поэтому быстрого изменения не происходит.

В системе установок есть центральные фокальные установки, и есть периферийные, с небольшим количеством взаимосвязей, вот они то и поддаются более быстрому изменению.

Фокальные установки связаны с мировоззрением личности, моральным кредо, а главная центральная установка – это установка к собственному «Я», вокруг которой строится вся система установок.

Изменить фокальную установку можно при условии её удаления, что может привести к разрушению всей целостности личности.

Таким образом, изменение центральной установки болезненно и происходит очень редко.

При изменении какой-либо установки возможны такие ситуации:

  • соседние установки меняются по эмоциональному знаку с (+) на (-) и по интенсивности, что возможно для периферийных установок;
  • возможное изменение степени важности, значимости установки;
  • изменение принципа связи между соседними установками.

Социальные и политические установки отличаются в зависимости от возраста человека – чем старше человек, тем консервативнее его установки.

Изменение и формирование установок происходит в ходе реальной деятельности человека, его вовлечения в ту или иную группу.

Групповое влияние очень сильно и заставляет своих членов отказаться от прежних установок, изолируя, таким образом, человека от общества, что приводит к «социальному коллапсу». Человек теряет способность к критическому мышлению и его единственной реальностью становится жизнь группы.

Мало изменяющиеся социальные установки постепенно перерастают в стереотипы и предрассудки.

Стереотипы являются плодом личного опыта, а предрассудок – это социальная установка с искаженным содержанием её когнитивного компонента.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/socialnye_ustanovki_v_psihologii/

Социальные установки, как одна из основных социально-психологических характеристик личности

Роль социальной установки в структуре личности. Социальная установка: структура, функции, измерение

Социальные установки характеризуют личность с социально-психологической стороны. Это отношение субъекта к людям, социальным группам, событийному ряду, происходящему в обществе. Все исследователи единодушны в определении смысла данного термина.

Определение 1

Социальные установки — это социально-психологический фактор в развитии личности.

Существует единое определение социальной установки личности как устойчивого отношения человека к социальным событиям, объектам и фактам. Однако этот термин в психологии имеет несколько значений с существенными различиями. Термин «attitude» в переводе на русский язык означает «пригодность», «соответствие».

Определение 2

Первоначальное значение — готовность человека к решению определенной задачи.

Объектами социальных установок являются люди, группы разной социальной направленности, текущие события, предметы материальной и духовной культуры. Социальная установка является важнейшим элементом характеристики личности и объясняет ее поведенческие действия в общественном процессе.

По прошествии времени значение термина «социальная установка» менялось. Понятие стали рассматривать как устойчивое отношение человека или объединения людей к чему-либо или к кому-либо. Внимательно изучив социальную установку, ученые пришли к выводу, что это явление сложное, относящееся к разряду психических состояний.

Трехмерная структура социальной установки

Как психическое состояние социальная установка представляет собой готовность человека к социальным действиям. Ученый М.Смит разработал и описал трехмерную структуру социальной установки, выделив в ней три компонента:

  • когнитивный;
  • аффективный;
  • поведенческий.

Определение 3

Когнитивный компонент — знание субъекта о том, к чему относится его социальная установка.

Определение 4

Аффективный компонент — эмоции, переживания, связанные с объектом, событием, процессом.

Определение 5

Поведенческий компонент социальной установки — реальные действия, действия, которые готов совершить человек, касающиеся рассматриваемого объекта.

Эти компоненты могут быть согласованы и не согласованы между собой. Если три составляющие не противоречат друг другу — это согласованные социальные установки. К примеру, позитивные знания, благоприятный эмоциональный фон и действия, охарактеризованные положительно, являются согласованной социальной установкой.

Несогласованная социальная установка включает в себя негативную информацию, положительное отношение и действия нейтрального характера.

Замечание 1

При согласованной социальной установке человек действует последовательно. Рассогласованная социальная установка вызывает противоречия в поведении, амбивалентные чувства.

Исследования социальных установок можно объединить в три этапа. На первом этапе, в начале ХХ века, было введено понятие, начались теоретические и экспериментальные исследования.

Эти исследования стали продвигаться значительно быстрее, когда в годы Первой мировой войны были применены средства «психологической войны».

Это были пропаганда и агитация, которые оказывали психологическое воздействие на противника и на население, тем самым происходило изменение социальных установок.

Перед Второй мировой войной и после нее исследований почти не было. И только с конца 1950-х гг начался второй этап исследований.

До последней четверти ХХ века социальные установки были предметом науки, либо касались агитации и пропаганды. В настоящее время социальные установки интересны многим прикладным областям социальной психологии. Это и есть третий, современный этап исследований.

Основные функции социальных установок

Учеными были выделены и описаны три функции:

  • познавательная;
  • выразительная;
  • приспособительная.

Верные социальные установки дают возможность человеку быстро получать знания о нужных объектах, событиях, процессах еще до того, когда он столкнется с этими явлениями в обществе. Познавательная функция может быть реализована через когнитивный сегмент.

Социальные установки показывают человека как личность в его отношении к людям, к жизни в целом. Эта функция проявляется через аффективный сегмент.

Социальные установки позволяют человеку безболезненно пройти адаптацию в обществе, группе. Эта функция может быть реализована через поведенческий сегмент.

Формирование и изменение социальных установок

Большой вклад в исследование этого вопроса внес ученый К. Ховланд. Он продемонстрировал, что на социальные установки влияют три группы факторов, которые связаны с источником информации, содержанием информации и аудиторией, для которой эта информация предназначается.

Если человек положительно относится к источнику информации, его соц. установки больше подвержены изменениям. Если человек отрицательно относится к источнику информации, может произойти явление, называемое «эффектом бумеранга».

Социальные установки изменятся в противоположную ожидаемой сторону. Если источник информации является своим, которому человек безгранично доверяет, он может оказать большое влияние на изменение социальной установки.

Чужой источник информации не оказывает существенного воздействия на соц. установку.

и порядок поступления информации также влияет на формирование и изменение соц. установок. Первая информация больше влияет на социальные установки, чем последующая. Такое явление называется эффектом первичности. Для того, чтобы данный эффект возник, необходимы следующие условия:

  • непрерывный поток поступления информации;
  • поступление информации в период физической и психологической усталости от ее восприятия (невнимательность, отсутствие заинтересованности);

Информация, поступающая второй или последующей, эффективнее будет действовать при следующих условиях:

  • порционное поступление информации с большими временными интервалами;
  • поступление информации в течении долгого времени.

Если перед тем, как получить информацию, человек предупрежден о том, что ей нельзя доверять, а также если информацию воздействия человек получает заранее в небольших дозах (эффект прививки), он становится невосприимчив к ней.

Замечание 2

Если человек уже получил информацию, а затем был предупрежден о недоверии к ней, то такое предупреждение вряд ли сможет повлиять на изменение социальной установки.

Информация должна быть простой и понятной. Сложная и противоречивая информация не в состоянии существенно влиять на соц. установки. Если человеку представлены две позиции по одному вопросу, он не изменит свою точку зрения только потому, что ему сложно разобраться.

Восприятие информации также зависит от особенностей аудитории. Люди с позитивным настроем примут информацию, если она даже недостаточно качественна: лишена логики, не аргументирована.

Люди с отрицательным настроем могут не принять последовательную и логичную информацию. Люди с высоким интеллектуальным уровнем больше реагируют на доводы, чем на эмоции.

Если уровень образования, воспитания и культуры низок, больше подойдет информация эмоционального плана.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/sotsialnaja-psihologija/sotsialnye-ustanovki/

Презентация на тему: . Определение, структура и функции социальной установки

Роль социальной установки в структуре личности. Социальная установка: структура, функции, измерение

.     Определение, структура и функции социальной установки

2

Слайд 2

Социальная установка является одной из основных социально – психологических характеристик личности, которая определяется как отношение человека к людям, социальным группам, организациям. Процессам и событиям, происходящим в обществе.

3

Слайд 3: Социальную установку считают исходной единицей, которая выполняет в психологии роль, подобную роли химического элемента в химии, атома в физике, клетки в биологии

В настоящее время под социальной установкой понимается предрасположение индивида и группы определенным образом реагировать на те или иные явления социальной действительности.Крупнейший исследователь этого явления – Д. Н. Узнадзе считает установку досознательным состоянием готовности человека действовать определенным образом в определенной ситуации.

4

Слайд 4: Исследования социальной установки

В 1918 г. У.Томас и Ф.

Знанецкий, изучая адаптацию польских крестьян, эмигрировавших из Европы в Америку, установили две зависимости, без которых нельзя было описать процесс адаптации: зависимость индивида от социальной организации и зависимость социальной организации от индивида.Социальная установка определялась как психологическое переживание индивидом значения или ценности социального объекта. Она рассматривалась как элемент психологической структуры личности и как элемент социальной структуры.

5

Слайд 5

. Томас и Знанецкий предложили характеризовать две стороны описанного отношения при помощи понятий «социальная ценность» (для характеристики социальной организации) и «социальная установка», «аттитюд» (для характеристики индивида).

Таким образом, впервые в социально-психологическую терминологию было внесено понятие аттитюда, которое было определено как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта», или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности».

Все эти функции аттитюд способен выполнить потому, что обладает сложной структурой.

6

Слайд 6

В 1942 г. М.

Смитом была определена трехкомпонентная структура аттитюда, в которой выделяются:а) когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки);б) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему);в) поведенческий (конативный) компонент (последовательное поведение по отношению к объекту). Теперь социальная установка определялась как осознание, оценка, готовность действовать.

7

Слайд 7: Функции аттитюдов:

1 ) приспособительная (иногда называемая утилитарной, адаптивной) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;2) функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;3) функция выражения (иногда называемая функцией ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;4) функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

8

Слайд 8

.      Социальная установка и реальное поведение личности

9

Слайд 9: Парадокс Лапьера

Эксперимент состоял в следующем.Лапьер с двумя студентами-китайцами путешествовал по США. Они посетили 252 отеля и почти во всех случаях (за исключением одного) встретили в них нормальный прием, соответствующий стандартам сервиса. Никакого различия в обслуживании самого Лапьера и его студентов-китайцев обнаружено не было.

После завершения путешествия (спустя два года) Лапьер обратился в 251 отель с письмами, в которых содержалась просьба ответить, может ли он надеяться вновь на гостеприимство, если посетит отель в сопровождении тех же двух китайцев, теперь уже его сотрудников. Ответ пришел из 128 отелей, причем только в одном содержалось согласие, в 52% был отказ, в остальных уклончивые формулировки.

Лапьер интерпретировал эти данные так, что между аттитюдом (отношение к лицам китайской национальности) и реальным поведением хозяев отелей существует расхождение.

Из ответов на письма можно было заключить о наличии негативного аттитюда, в то время как в реальном поведении он не был проявлен, напротив, поведение было организовано так, как если бы совершалось на основании позитивного аттитюда. Этот вывод получил название “парадокса Лапьера”

10

Слайд 10: Гипотезы объяснения парадокса

“Включаться” может то один, то другой аттитюд. В эксперименте Лапьера аттитюд на объект был негативным (отношение к китайцам), но возобладал аттитюд на ситуацию – хозяин отеля в конкретной ситуации действовал согласно принятым нормам сервиса.

В каждой конкретной ситуации поведения “работают” разные уровни диспозиций.

В описанной Лапьером ситуации ценностные ориентации хозяев отелей могли сформироваться под воздействием таких норм культуры, которые содержат негативное отношение к лицам неамериканского происхождения, возможно, ложные стереотипы относительно китайской этнической группы и т.д.

Этот уровень диспозиций и “срабатывал” в ситуации письменного ответа на вопрос, будет ли оказано гостеприимство лицам китайской национальности. Вместе с тем, в ситуации конкретного решения вопроса об их вселении в отель “срабатывал” тот уровень диспозиций, который регулирует достаточно привычный и элементарный поступок.

11

Слайд 11: «Диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности» В.А, Ядова, 1975

Человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. Можно соотнести каждый из уровней диспозиций с регуляцией конкретных типов проявления деятельности:1.

Первый уровень означает регуляцию непосредственных реакций субъекта на актуальную предметную ситуацию («поведенческий акт») (1″);2. Второй уровень регулирует поступок личности, осуществляемый в привычных ситуациях (2″);3.

Третий уровень регулирует уже некоторые системы поступков или то, что можно назвать поведением (3″);4. Четвертый уровень регулирует целостность поведения, или собственно деятельность личности (4″).

«Целеполагание на этом высшем уровне представляет собой некий «жизненный план», важнейшим элементом которого выступают отдельные жизненные цели, связанные с главными социальными сферами деятельности человека – в области труда, познания, семейной и общественной жизни».

12

Слайд 13

С позиции предложенной концепции появляется возможность по-новому объяснить эксперимент Лапьера.

Расхождение между вербально заявленным аттитюдом и реальным поведением объясняется не только тем, что в регуляцию поведения включены «аттитюд на объект» и «аттитюд на ситуацию», или тем, что на одном и том же уровне возобладал то когнитивный, то аффективный компонент аттитюда, но и более глубокими соображениями

14

Последний слайд презентации: .     Определение, структура и функции социальной установки

Социальная психологияСтуденткаЕфимовская М.Н.2014г.

Источник: https://slide-share.ru/opredelenie-struktura-i-funkcii-socialnoj-ustanovki-47413

Социальная установка

Роль социальной установки в структуре личности. Социальная установка: структура, функции, измерение

В 1918 году исследователи У. Томас и Ф. Знанецки изучали письма эмигрантов из Польши (в США). Они выяснили, что если человек оценивал свое пребывание в Америке как временное с целью заработка, то адаптация проходила очень болезненно, а речь и культура усваивались крайне медленно.

Но если он думал, что переехал в новую страну навсегда, то адаптировался значительно быстрее и эффективнее. В результате ученые пришли к выводу, что каждый человек формирует некое внутреннее отношение к своему пребыванию в стране, которое кардинальным образом влияет на его существование и мотивацию.

Они назвали этот феномен аттитюдом.

Социальная установка (в статье также будем использовать термин «аттитюд» от англ. «attitude»  – «отношение») – склонность человека к совершению определенного социального поведения.

Предполагается, что она имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: способности воспринимать, осознавать, оценивать и, как следствие, действовать относительно социального объекта (или явления) каким-то образом.

Социальная установка выполняет четыре основные функции:

  1. Функция защиты: способствует разрешению внутренних конфликтов.
  2. Функция выражения: аттитюд выступает как средство освобождения человека от внутреннего напряжения, а также выражения себя как личности.
  3. Функция знания: социальная установка дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту.
  4. Адаптивная: направляет человека к тем объектам, которые служат достижению его целей.

Ну и самое главное: при помощи аттитюда происходит социализация.

Стоит отметить, что социальная установка формируется постепенно, порой даже незаметно. То, что обобщается нами сегодня, через три недели становится устойчивым убеждением.

Внутри мышления человека действует определенный алгоритм (программа), который формируется на основе обобщений и оценок. Он облегчает работу мозга: тому не приходится каждый раз тратить энергию, чтобы оценить и проанализировать явление, у него уже есть определенная схема (вердикт, установка), которая позволяет действовать быстро – без затрат времени и ресурсов.

В связи с этим стоит понимать, что подобные социальные установки могут как помогать, так и мешать. Мы быстрее принимаем решения, фокусируемся на главном. С другой стороны, шаблоны поведения могут привести человека и на ложный путь.

Важная особенность социальных установок – это их многогранность. Они могут одновременно представлять знания и мнения, эмоции и чувства, поведенческие реакции и намерения действовать определенным образом.

Формирование социальных установок

Разумеется, такое сложное понятие как «социальная установка» нельзя рассматривать с одной точки зрения. Поэтому вполне логично, что свое определение и понимание есть в  разных течениях психологической науки.

Бихевиористский подход

Здесь социальная установка понимается как промежуточная переменная между неким объективным стимулом и внешней средой. Ее формирование осуществляется практически без участия человека и может происходить за счет:

  • Положительного подкрепления (когда определенное поведение вознаграждается тем или иным образом, появляется социальная установка).
  • Наблюдения человека за поведением других людей и последствиями их действий.
  • Формирования ассоциативных связей между стимулами или уже существующими установками (к примеру, любители теории заговора придерживаются сходных взглядов и во многих других областях).

Когнитивный подход

Этот подход сформировался под влиянием ряда теорий (теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера, теории конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума, теории коммуникативных актов Т. Ньюкома), общим постулатом которых является стремление человека к внутренней согласованности.

Другими словами, формирование социальных установок происходит в результате стремления человека разрешить возникшие у него внутренние противоречия из-за несогласованности социальных установок между собой.

Мотивационный подход

Сторонники этого подхода отрицают бихевиористский, считая, что человек – не пассивный, а активный участник процесса. Он способен сам создавать, менять и модифицировать свои социальные установки. А делает он это при помощи взвешивания всех «за» и «против».

Есть две теории, описывающие формирование социальных установок:

  • Теория ожидаемых преимуществ: формирование социальных установок происходит при помощи оценивания человеком максимальной пользы от принятия или непринятия новой установки.
  • Теория когнитивного реагирования: формирование происходит в результате позитивного или негативного реагирования человека на новую установку.

Генетический подход

Сторонники данного подхода считают, что формирование социальной установки обусловлено генетическими особенностями:

  • Интеллектуальными способностями
  • Врожденными различиями темперамента
  • Биохимическими реакциями

При этом сторонники метода полагают, что помимо врожденных есть еще и приобретенные социальные установки. Однако первые значительно прочнее.

Структурный подход

В основе этого подхода лежит представление о том, что социальная установка – это функция структуры межличностных отношений. Человек сравнивает свои установки с установками других людей, пытаясь понять, как можно изменить собственные, чтобы лучше социализироваться.

Структура социальной установки

В 1942 году М. Смит предложил свою структуру социальной установки:

  • Поведенческий компонент (поведение по отношению к объекту).
  • Аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта).
  • Когнитивный компонент (осознание объекта аттитюда).

Данные компоненты пересекаются между собой, поэтому изменение одного влечет за собой изменение двух других.

В 1934 году психолог Ричард Лапьер провел исследование, вследствие чего появилось понятие «Парадокс Лапьера». Это феномен, который возникает, когда человек ведет себя не в соответствии со своими социальными установками. Прочитать об этом детальнее можно в статье на Википедии.

Однако через несколько лет Дж.

Бем оспорил данный феномен, высказав мнение, что не социальная установка влияет на поведение, а как раз наоборот – сначала человек себя ведет определенным образом и только затем меняется установка.

Возможно, мы имеем дело с классическим когнитивным диссонансом. Чтобы не возникло внутренних противоречий, человек пытается объяснить свое новое поведение тем, что «я именно такой».

Можно ли изменить социальные установки?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно, потому что до сих пор непонятно, как именно формируются социальные установки. Как мы писали выше, существует несколько теорий на этот счет: кто-то считает, что они формируются генетически, кто-то – что они являются приобретенными.

Если исходить из того, что научиться можно всему, то, пожалуй, ответ – да, социальные установки можно изменить. Но чтобы поменять себя полностью, нужно сфокусироваться на глубинном уровне – уровне ценностей, моральных и религиозных убеждений.

Вид торта напоминает кому-то о неудачном дне рождения в детстве, а кто-то вспоминает, как отлично провел время в кругу семьи. Через какое-то время мнения этих двух людей могут измениться под влиянием будущего опыта. Человек также любит подражать поведению других людей, пусть не всегда признается в этом. Поэтому социальные установки рождаются и умирают постоянно.

Необходима полная осознанность и саморефлексия для того, чтобы изменить разрушительные установки и заменить их на продуктивные. Это процесс достаточно длительный, поэтому вам понадобится терпение.

И последнее. Как можно чаще задавайте себе три вопроса:

  • Почему я поступаю именно так, а не иначе?
  • Почему я мыслю именно так, а не иначе?
  • Почему я чувствую себя в этой ситуации так, а не иначе?

Ответы на эти вопросы, размышления и саморефлексия помогут выявить корни многих глубинных установок и изменить их в случае необходимости.

Желаем вам удачи!

Источник: https://4brain.ru/blog/%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.